Найти тему
Сервисный бардачок

Ремонт компьютера: клиент и сервисный центр. О наболевшем...

Приветствую! Недавно меня спросили по телефону, с чего нужно начинать диагностику компьютера? Большинство из трезвомыслящих людей сочтёт такой вопрос демонстративно глупым, и будут правы. Прежде всего, потому что этот вопрос не имеет только одного правильного решения: приемлемыми являются множество вариантов. Во-вторых, потому что это, на самом деле, совсем не важный вопрос. А самое главное, если ты задал такой вопрос, позвонив по телефону в сервисный центр, правильный ответ будет - ни с чего, собирайтесь и привозите блок, пока не "начудили".

Вспоминается старый анекдот:
Студент на экзамене спрашивает пожилого преподавателя с богатой бородой, куда он её кладёт, когда спит - на одеяло или под одеяло. Через несколько дней тот же студент встречает преподавателя с бородой, у которого не выспавшийся вид и красные глаза, который гневно заявляет ему: "Спать и так неудобно и так!"

Для кого-то всё выверено до секунды, любое лишнее движение - трата времени и конечно денег. Для кого-то, ремонт - это увлечение и его смакуют как хороший напиток, не стараясь приблизить решение ребуса.

Как обстоят дела у меня? С некоторого времени, принимая на ремонт очередной компьютер, я всегда делаю предположение по заполненному приёмщиком акту, даже до визуального осмотра. Клиенты очень часто приходят со своими предположениями, которые не стоит сбрасывать со счетов. Нужно быть немного психологом, чтобы преобразовать предполагаемую владельцем неисправность в реальную: простой внешний осмотр и описание неисправности со слов клиента, дают более 2/3 правильных выводов.

Ещё очень часто помогает сохранение истории предыдущих обращений одного и того же клиента. Привычки заливать технику, бить жёсткие диски, доводить до зарослей внутренности системника просто так не проходят.

Именно поэтому, начинать, конечно же, нужно с внешнего осмотра и анализа предоставленной клиентом информации. К счастью, большая часть людей понимает, что главная задача любого сервиса - зарабатывать деньги, пусть даже честным путём (ха-ха, но кто в это поверит). А лишние работы ведут как раз в другом направлении. Очень часто клиенты, сдавая компьютер, не могут внятно описать неисправность, а некоторые выступают просто курьерами (попросили сдать друзья/родственники). Самая частая фраза, которую мы слышим от них: "Сделайте полную диагностику, и станет понятно, что не работает".

Ну как это можно себе представить? А вы готовы оплатить полную диагностику (которая на самом деле ПОЛНАЯ) и ждать не один день? А готовы затем оплатить устранения ВСЕХ найденных мелочей?

Любая диагностика должна опираться на проявление неисправности. Для выявления неизвестных неисправностей есть прогон с диагностическими программами, но даже они за несколько часов могут не выявить всего - попробуй, объясни это клиенту. Точно так же, когда перед тобой один сплошной "икс" - купленное с рук устройство, на его полную диагностику может потребоваться уйма времени. Но разве оно есть? Благодаря опыту и пониманию наиболее вероятных неисправностей, диагностика упрощается. Возьмём, к примеру, ноутбук. Проверка памяти, жёсткого диска, матрицы, блока питания, батареи, установка накопителя с установленной системой и установка драйверов, а затем - проверка lan.wi-fi, звука, работы всех разъёмов, тестирование видеокарты, тестирование под нагрузкой... И в зависимости от слабых мест той или иной модели, большее внимание уделяется именно им.

Давайте попробуем угадать неисправность по внешнему виду системников, из тех что я сфотографировал со снятой боковой крышкой недавно. Что можно сказать, получив на диагностику вот такие системные блоки?

Проблемы могут быть везде: пассивная видеокарта, перегрев блока питания более чем вероятен, состояние вентиляторов требует внимания. Чистить его обязательно нужно, очень часто в таких блоках есть окислы на контактах памяти. А на что жалуется владелец блока? На жёсткий диск - статус BAD, система не загружается. И что, стоит ограничиться только работами по жёсткому диску или устранить всё остальное? А ведь компьютер уже старичок, и клиент явно не обрадуется незапланированным тратам, придётся уговаривать даже почистить и сделать простые работы (термопаста процессор/видеокарта, чистка контактов памяти)? Ежедневная дилемма...

А вот этот системник, какие мысли?

-2

Старая видеокарта, доп. питание с molex, сам блок достаточно чистый. В таком системнике я бы обратил внимание на видеокарту и блок питания. Если жёсткий диск запитан через переходник, это тоже лучше устранить и подключить напрямую с блока питания. Проблема здесь оказалась в встроенной сетевой карте, а остальные компоненты вполне живые.

Продолжим?

-3

IDE жёсткий диск, материнская плата AM2, блок питания с Aux power connector (наверное, не ошибусь, если скажу что лет 20 как не используется). У такого "старичка" проблемы могут быть везде, материнские платы AM2 с тонким радиатором редко доживали до 10-летнего юбилея... Итог диагностики: неисправность блока питания, на плате тоже были перепаяны несколько конденсаторов. Жёсткий диск очень медленный, но исправный.

И ведь по любому из представленных блоков можно с уверенностью сказать, что вероятность появления новых неисправностей после ремонта текущей осталась высокой. Есть такой критический возраст у компонентов, когда нет смысла гасить тлеющие пожары, нужно принимать радикальные решения.

Часто приходят клиенты, которым по одному внешнему виду в "соседнем сервисе" нагадали на замену материнской платы или "ушиб всей бабки". Да, круто, когда мастер с опытом и может по модели ноутбука вспомнить все её детские болячки. Однако, увлекаться таким не стоит. Жизнь любит нарушать правила, и я убеждаюсь в этом каждую неделю.

Идеальный на вид монитор с внешним блоком питания, в сервисах без разбора приговорили плату электроники ("а чего вы хотели, там же внутри больше ничего нет!"). А разбор показал, что есть:

-4

Таракан и его друзья, часть из которых поджарились и растеклись. Ремонт оказался не дорогим, а сэкономленные деньги вместо покупки нового 23" монитора порадуют владельца.

Другой случай, ноутбук, который даже не стали вскрывать в двух сервисах, просто понажимав на клавиши и определив факт попадания жидкости (и напугав владельца предполагаемой ценой ремонта):

-5

Модель - жуткая жуть, согласен, место ей в помойке. Но общение с клиентом прояснило, что клавиатура залита более года назад и хрустела, но работала, а неисправность проявилась всего месяц назад. В итоге недорогой ремонт и ноутбук отправился домой, а хозяин копить деньги на нормальную модель.

Первый вывод - не всегда верный. Увидев на старом ноутбуке сломанный USB разъем, не стоит спешить обвинять его во всех бедах. Он уже, может быть, несколько лет сломан, замкнут и это никак не повлияло на работу ноутбука, кроме самого неисправного разъёма. Ну, неплохо, конечно, устранить эту беду, но она не обязательно основная. Техника, которая эксплуатировалась не один год, может быть с несколькими неисправностью, почему нет? Залитая клавиатура, стукнутый диск, неисправный аккумулятор, вырванные петли, шнур питания весь в заломах и изоленте, треснутая с угла матрица - и на таком ещё работают, пока ЭТО включается! А вот когда перестало, пусть по пустяковой причине - тащат в сервис. А там: "ой, одно, второе, третье, с вас 10 000".

Спасибо за внимание! Стабильной работы Вашей технике!

#диагностика компьютера #диагностика ноутбука #it #истории компьютерного сервиса