Найти тему
Anti-Malware.ru

Аварийные маяки до эпохи кибервойн

Аварийные радиомаяки прошли относительно недолгий путь развития как элемент систем безопасности для морских и воздушных судов. Их применяют для выживания экипажа в случае бедствий. Первые устройства этого типа появились всего 100 лет назад. Сегодня они являются частью национальных и международных систем экстренного спасения и развиваются по пути оснащения ИИ, наращивания функций кибербезопасности, повышения надёжности и комплаенса.        

  1. Введение
  2. Стандарты вызова аварийной помощи
  3. Если бы «Титаник» не утонул…
  4. «Девушка Гибсона»
  5. Эра УКВ
  6. После Второй мировой
  7. Современные спасательные радиомаяки и НАЗ
  8. Направления будущего развития
  9. Выводы

Введение

Безопасность на море и в воздухе связана в первую очередь с надёжностью судна. Но в случае возникновения непредвиденных ситуаций, требующих спасения членов экипажа и пассажиров, возникает необходимость проведения поисковых и спасательных работ. Лётчикам, космонавтам, морякам требуется оповестить службу спасения о произошедшей катастрофе, дать описание своего состояния и сообщить о местонахождении. Для этого применяются т. н. аварийные радиомаяки.

Несмотря на простоту поставленной задачи, реализовать её очень непросто. Ситуация может быть осложнена плохими погодными условиями, большим расстоянием до места крушения, многими неопределённостями, связанными с выявлением места возможной аварии и её последствий. Более того, если аварийное оповещение происходит в боевых условиях, то необходимо обеспечить по возможности скрытное от противника целеуказание на людей, которым требуется спасение, что само по себе является сложной технической задачей.

Но главное — аварийный радиобуй должен отвечать двум полностью противоположным требованиям: быть настолько надёжно защищённым, чтобы сохранить работоспособность даже после катастрофического разрушения основного судна, и при этом оставаться максимально компактным. Обычной защиты от воздействия пыли, воды и грязи будет недостаточно.

Первые аварийные радиомаяки не были полностью автономными. Они требовали применения ручного труда — для развёртывания составляющих элементов, для генерации электрического тока, для выбора передаваемого сообщения. Это требовалось для того, чтобы оповестить службу спасения и убедить её, что полученный сигнал не является помехой или случайно отправленным сообщением. Гибель или бессознательное состояние пострадавших лишали такой возможности. Поэтому обеспечение автономности и автоматического включения стали первыми главными ориентирами для развития новых устройств.

Аварийные маяки прошли относительно недолгий путь развития. Им всего около 100 лет. Но уже сделано немало, и, похоже, процесс их развития только начинается.

Далее мы кратко изложим путь развития этих устройств, которые спасли жизнь многим морякам, лётчикам, пассажирам. Вопросы кибербезопасности оставим для будущих обсуждений. Во-первых, киберзащита является частью общей системы безопасности, так что важно опираться на эту базу. Во-вторых, сегодня тема кибербезопасности тесно переплетается с кибервойнами, когда целью является не обеспечение защиты, а её преодоление. Эти вопросы требуют отдельного, более детального рассмотрения. 

Полная версия
тут.