Специалисты утверждают, что 45% российских школьников сталкиваются с издевательствами и травлей. Это распространенное явление получило название "буллинг".
Но как бороться с буллингом? По словам автора проекта "20 идей по развитию России" Дмитрия Давыдова, буллинг можно победить, но для этого потребуется консолидировать усилия государства, преподавателей, родителей и самих детей. Необходима и соответствующая законодательная поддержка. Справиться с непростой задачей поможет мировой опыт.
Масштабы проблемы
Конечно, конфликты между детьми возникали во все времена. Более сильные и самоуверенные школьники могли побить другого ученика и в элитном британском интернате, и в африканской деревенской школе. Но буллинг — это не разовая драка, под этим словом понимают продолжительное запугивание и унижение, систематическую травлю человека (ребенка или взрослого) другим человеком или группой людей. При этом физический или психологический вред наносится жертве умышленно.
Буллинг обычно имеет печальные последствия — те, кто в детстве испытал систематические унижения, несут психическую травму всю жизнь. При этом одни утрачивают самооценку и уверенность в своих силах, другие превращаются в социопатов и отвечают на действия окружающих агрессией и насилием.
По данным Общероссийского народного фронта на конец 2020 года, в России каждый третий ребенок сталкивался в школе с буллингом, при этом 10% детей никому об этом не рассказывали. Каждый десятый ребенок принимал участие в буллинге как агрессор или как свидетель травли.
А вот данные агентства "Михайлов и Партнеры. Аналитика" (по изданию "Педсовет"):
- 52% детей в возрасте 10-18 лет становятся жертвами буллинга;
- 32% детей страдают от психологической травли, а 26,6% – от физического воздействия;
- 15,2% не рассказывают о буллинге ни учителям, ни родственникам, ни друзьям;
- всего лишь 0,5% детей, пострадавших от буллинга, готовы обратиться в полицию.
Социологи ВШЭ сделали сенсационный вывод: жертвами буллинга выступают прежде всего педагоги отечественных школ. Результаты исследования 2018 года показали, что как минимум 70% российских учителей сталкивались с буллингом: дети их дразнили, выдумывали для них клички, демонстрировали презрение жестами и т. д. Каждый второй учитель получал от учеников угрозы, каждый третий — предложения интимного характера. 24% педагогов сталкивались с кибербуллингом.
Как заявила Ирина Шатрова, педагог и автор блога "Где мои дети", борьба с буллингом в нашей стране ведется пока лишь по инициативе отдельных учителей, школ или организаций.
По словам Риммы Чиркиной, зачастую учителя относятся к буллингу как к типичному поведению, которое не причиняет детям вреда. Они путают буллинг с обычными конфликтами и не считают буллингом социальное отвержение, исключение, психологическую травлю. Часто педагоги не знают, как снизить агрессию.
Разумеется, буллинг существует не только в России. Он проявляется и в развитых странах, и в "третьем мире". При этом в странах, где системная борьба с буллингом не ведется, показатели травли в 2-3 раза выше. Поэтому бороться с буллингом можно и, конечно, нужно.
Зарубежный опыт борьбы с буллингом
Некоторые страны добились заметных успехов в преодолении буллинга.
Швеция
В этой стране насилие над детьми, в том числе психологическое, запрещено с 1979 года. Причем обижать детей нельзя даже в тех случаях, когда это разрешают религия и национальные традиции.
В Швеции есть законы "О запрете дискриминации" и "Об образовании", в соответствии с которыми руководство учебных учреждений гарантирует, что ребенок не будет находиться в с атмосфере угнетения и травли. Кроме того, существует специальная Школьная инспекция, которая контролирует происшествия в школах и жалобы — в том числе и на плохое поведение учеников.
С 2006 года в Швеции имеется уполномоченный по правам детей, который занят вопросами дискриминации и является членом Школьной инспекции.
США
Первым из штатов, который начал бороться с буллингом на уровне законов, стала Джорджия (1999 год). В этом штате, к примеру, запрещается использовать для травли гаджеты.
В штате Невада, где также действует антибуллинговое законодательство, за угрозы ребенку или его запугивание виновному грозит уголовная ответственность.
В штатах, не имеющих специального антибуллингового законодательства, дела о травле проходят по разряду нарушения гражданских прав.
Япония
В 2013 году в Японии произошло очередное самоубийство ребенка, которого затравили буквально на глазах у взрослых.
На волне общественного недовольства был принят закон о развитии мер предотвращения издевательств. В соответствии с этим законом, каждая японская школа должна разработать политику по предотвращению буллинга, а также создать структуру, которая должна предотвращать, выявлять и разрешать конфликты.
Австралия
В проекте "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов рассказывает об австралийском опыте.
В этой стране борьба с буллингом переведена на законодательный уровень. Ответственность за реализацию стратегии этой борьбы несет департамент образования, хотя к делу привлекаются и смежные департаменты. Активную роль играют сами школьники, а также их родители.
Стратегия борьбы с буллингом была принята в Австралии в 2019 году и с тех успешно реализуется. Одна из прописанных в стратегии мер состоит в том, чтобы организовать в каждой школе группу активистов, предлагающих конкретные способы снизить буллинг. Каждый может предложить свой вариант решения проблемы. Естественно, деятельность активистов контролируется преподавателями и психологами. Активисты отслеживают случаи буллинга и пытаются изменить конфликтную ситуацию.
Проводится мониторинг буллинга в школах, для этого выполняется регулярное исследование с участием всех педагогов и учеников. Принятые меры привели к тому, что уровень буллинга в австралийских школах стал снижаться.
Как бороться с буллингом?
Изучение положительного опыта других стран позволяет сформулировать основные положения для борьбы с буллингом в России. Самое главное — начинать борьбу следует с проработки и законодательного закрепления определения буллинга.
Также нужно создать нормативную базу, которая позволит регулировать действия школ, родителей и детей для профилактики буллинга и борьбы с ним. Так понятие буллинга попадет в правовое поле, что даст возможность принимать новые программы и законы.
Кроме того, необходимо составить и принять свод правил, которые бы регламентировали:
- действия сотрудников государственных детских садов, школ, учебных центров по предотвращению дискриминации детей, их виктимизации;
- обязательные нормы поведения сотрудников перечисленных выше учреждений, в том числе меры по профилактике и предотвращению всех форм издевательств среди учеников;
- вовлечение самих детей в борьбу с буллингом посредстом создания групп активистов в школах;
- административные и дисциплинарные меры, применяемые к агрессору в соответствии с характером и тяжестью правонарушения — это могут быть письменные выговоры, отстранение от занятий, общественные работы или даже исключение из учебного заведения.
Помимо этого, Дмитрий Давыдов предлагает заняться просвещением преподавателей, родителей и детей на темы, которые связаны с буллингом и травлей. Лишь при условии осознания проблемы с ней можно бороться. Это могут быть обязательные регулярные занятия на тему буллинга в школах, психологическая подготовка преподавателей, профилактические беседы с родителями, тренинги.
Также Давыдов предлагает организовать мониторинг посредством регулярного анкетирования детей для выявления жертв буллинга, поскольку обычно жертвы насилия не могут обратиться за помощью самостоятельно. Также в каждой школе должен быть подготовленный психолог, ведущий работу с детьми и оказывающий жертвам буллинга оперативную психологическую поддержку.
Как считают в "Новых Известиях", предложенные Дмитрием Давыдовым меры позволят заложить фундамент для нормальных, здоровых отношений в школьной среде и в российском обществе в целом.
-----
Другие интересные статьи на нашем канале: