Можно покупать всё подряд в любом магазине, но потом окажется, что даже при хорошем финансовом состоянии вдруг ушли в минус и денег катастрофически не хватает на самое необходимое. Тем более, что цены по всему миру растут, а доходы не повышаются в силу взаимных межгосударственных санкций, безработицы, пандемических последствий, проблем со здоровьем и мн.др. причин. В статье поделюсь лайфхаками, как и когда покупать в Турции продовольственные товары, чтобы получилось подешевле.
1. Самый дешёвый хлеб продается не в магазинах, а в киосках "Halk ekmek" ("Народный хлеб").
Стоит такой хлеб 2,5 лиры (14 центов). Немало ларьков Halk Ekmek есть в турецких населенных пунктах, но надо знать, где они располагаются. Хлеб здесь раскупают быстро.
2. Овощи и фрукты дешевле стоят на передвижных базарах, чем в перманентных плодо-овощных магазинах ("манавлар") или супермаркетах.
На базаре же цены несколько снижаются к вечеру.
Также можно договориться с фермерами из соседних деревень о покупке молока. Принесут прямо к дверям парное.
Поддержите частного производителя, и вам будет выгода.
3. Заведите дисконтную карту.
Этот пункт понятен по аналогии с работой крупных торговых сетей в тех местах, где Вы живёте. Но в Турции есть свои НЮАНСЫ.
В некоторых торговых сетях цены на один и тот же продукт очень отличаются, если оплачивать его с использованием дисконтной карты магазина или без неё.
Особенно это актуально для супермаркетов MIGROS, CARREFOURSA и нек. др..
Карта обычно стОит 1,5-2 лиры (7-10 рос.руб., 10 центов), активируется посредством СМС, для получения скидки достаточно сказать кассиру или ввести с терминала на кассе номер телефона, к которому "привязана" карта.
Небольшой лайфхак: если не имеете карты (не хотите заводить в силу краткосрочности пребывания в стране) либо не успели её активировать, обратитесь к другому покупателю, многие люди с удовольствием проведут ваши покупки по номеру своей дисконтно-накопительной карты. Также кассир может помочь, проведя операцию со скидкой, особенно если Вы приобрели карту, но ещё не активировали. Люди в Турции очень отзывчивые и невредные.
Кроме того, на карточках накапливаются баллы. Не забывайте о них, т.к., не имея денег, можно даже оплатить реальные покупки этими бонусами.
Не раз мне удавалось набравшимися на карте BabyMoney покрыть покупку детских смесей без оплаты лирами. Малышковое питание никогда дешёвым не было, а тут, вроде как и бесплатно получалось, только от того, что нередко делала покупки (памперсы, детские шампуни...) в детском отделе "Мигроса" и проводила их по дисконтной карте.
Для накопления бонусов нужно более или менее систематически прибегать к услугам той или иной торговой сети.
Кстати, в сетях, которые считаются в Турции бюджетными, "BIM", "A-101", "ŞOK" карточной системы нет- скидка здесь, если означена на ценнике, по этой цене любой покупатель может приобрести товар.
4. Обязательно обращайте внимание на скидки.
В Турции, если товар со скидкой, никогда не значит, что он просрочен. Скорее наоборот, со скидкой часто выставляют новое наименование или товар новой фирмы, чтобы как можно больше людей купили его из-за привлекательной стоимости и оценили его вкусовые достоинства. Либо же ставят пониженную цену на хорошо зарекомендовавший себя продукт известной фирмы, чтобы следуя за ним, покупатель приобрёл и остальные, необходимые ему товары в том магазине, который, конечно же, заранее разрекламировал интересную акцию.
В реалиях сегодняшнего дня, когда цены растут не по дням, а по часам, пренебрегать интересными предложениями нельзя. Допустим, имеет смысл купить не 1, а несколько упаковок чая, кофе, круп, консервов, даже сыра, полу- и копчёных мясопродуктов, особенно, если они выставлены со скидкой. Поверьте, завтра таких цен не будет, притом они вернутся не на исходную, а вырастут в погоне за инфляцией.
Допустим, сейчас считаю уместным присмотреться к таким скидкам.
5. Следите за сообщениями в СМИ.
Когда прошлым летом предупредили о том, что на КОФЕ цены вырастут
(я уже писала, что турки не вредные, вот и о повышениях стоимости элементов продовольственной корзины иногда информируют заранее),
мы как раз делали закупку в "Метро". Туда уж если доезжаем, то малой суммой не ограничиваемся. Из перечня акционных товаров, предлагаемых со скидкой при покупке от 50 лир, мы при нашем чеке лир на 600 выбрали 11 пакетов кофе по 15 лир (1$).Чек увеличился ещё на 165 лир, но в кофе инвестировали😉🙂. По-моему, недавно только основа бодрящего напитка из той партии у нас закончилась. Теперь упаковка такого кофе стОит 60 лир (4$).
Сейчас предупредили о росте цен на сыр на 30% в ближайшее время. Это в добавок к уже имеющемуся повышению в последнее время, о котором я писала выше.
6. Покупайте СТМ.
В бюджетных магазинах, может, полная продуктовая корзина окажется чуть дешевле, чем в более дорогих. Однако, на товары собственных торговых марок цены практически одинаковые везде. В "BIM"e -это "Dost" и др., в MIGROS- продукты под литерой М, в "МETRO"- "aro", в "А-101"- "Beşler" и др., в "Şok"-e - "Vatan" и т.д.. Обычно это товары с самой дешёвой ценой в ряду аналогичных.
7. Участвуйте в акциях.
Допустим, самая известная и на самом деле выгодная мигросовская акция "Gördünüze inanın" (можно перевести, как "Верь своим глазам").
Смысл: надо сделать покупки на 100 лир, чтобы акционный продукт был со значительной скидкой.
Например, купили как-то норвежского лосося и подсолнечное масло, чтобы его пожарить. Поскольку масло попадало под акцию, а рыба стОит, прямо скажем, дорого, то принесли домой 2 кило лосося и 4 литровые бутыли подсолнечного масла. Рыбы на раз-два. А запасы масла, купленного по акции за 15 лир, есть до сих пор. Сейчас масло стОит 50 TL/л.
8. Покупайте целый продукт вместо разделанного.
9. Иногда можно покупать крупы-лом вместо идеально ровных.
В статье поделилась реально работающими способами экономии. Некоторые из них будут полезны людям, имеющим достаточный бюджет, некоторые окажутся актуальными для малообеспеченных.
В любом случае, экономика должна быть экономной.
Какие сейчас цены на продукты в Турции, читайте здесь:
Желаю всем, чтобы денег хватало на ВСЁ.
В КОММЕНТАРИЯХ ДЕЛИТЕСЬ ВАШИМИ ЛАЙФХАКАМИ ПО ТЕМЕ.
В статье использованы фото автора.