По мере развития военно-политического кризиса всё более густой туман окутывает технологичную часть сферы активного отдыха на воде. И лодочных моторов в первую очередь. Производители катеров и моторных лодок уже едва скрывают печаль. И понимания какой-то дорожной карты разрешения ситуации пока не наблюдается.
Что можно сказать точно, так это остановку отгрузки продукции традиционных производителей лодочных моторов. Таких, как Yamaha, Mercury, Suzuki, Honda, Tohatsu. Большинство из них официально заявили о прекращении деятельности. Другие сохраняют видимость - выжидая удобного момента для манёвра.
Потребитель столкнулся с ситуацией, когда крайне затруднительно планировать покупку новой лодки. Особенно, если речь о моделях с более мощными двигателями.
Ситуацию усложняет и тот факт, что уход с рынка или приостановка (остановка) поставок связана не только с моторами, но и комплектующими к ним. Работе авторизированных сервисов. Проще говоря, сложности будут не только с покупкой нового мотора, но и обслуживания тех, что уже в эксплуатации. И уж конечно, не стоит питать иллюзий относительно ценовых изменений. Учитывая, что инфляция в этот раз коснулась не только внутрироссийского рынка. А стала общемировой тенденцией. Следовательно сырьё, производство и логистика дорожает и будет это делать и в странах производителей.
Обсуждаются обходные схемы поставок. Но пока всё это больше в воображении или на бумаге. Т.к. в цифрах пока выглядит довольно мрачно.
Сезон точно проигран. Что будет дальше?
Китайцы не спешат!
Ряд китайских брендов сумели закрепиться на рынке в предыдущие годы и заработать какую-никакую, но репутацию. Казалось бы! Сейчас самое время давить на газ и захватывать рынок. Проводя шумные рекламные компании и давая выгодные цены. Но... ни один из дилеров не спешит сообщать о выгодных предложениях и поставках новых моделей. Китайские моторы как бы есть по умолчанию, но реальный рынок их не сильно и замечает. Особенно, если говорить о мощностях 30+
С чем именно это связано сказать крайне сложно, поскольку сами представители китайских брендов чрезвычайно замкнуты и скупы на комментарии. В более мощном сегменте предложения есть лишь в мощностях до 115-150 л.с. да и то!
О надёжности и сервисном обслуживании, гарантийных обязательствах и поставках комплектующих тоже сказать особо нечего.
Китайские моторы могут стать альтернативой, но пока этого совершенно точно не происходит.
Пора доставать "Вихри"!
Уверен, подавляющее большинство тех, кто сегодня является владельцем МС не имеет практического представления и опыта эксплуатации советских ПМ. Хотя многие знают и слышали анекдотические истории. У меня подобный опыт есть и я хорошо знаю, что такое Ветерок или Вихрь. Моторы, которые активно производились в Советском Союзе. Являлись по сути репликой западных аналогов и ныне все эти производства благополучно похерены. Последнее, если не ошибаюсь, в 2010 году.
Кое-где в российской глубинке они встречаются до сих пор, но мой личный опыт экспедиций по удалённым районам Красноярского края и Республики Тыва показал, что и там отечественные двигатели уже давно большая редкость.
Об эксплуатационных качествах и говорить нет смысла. В современном мире это уже даже не рудимент. Более того, если масло М-8 возможно и можно заменить каким-то современным аналогом, то вот найти 76 бензин будет крайне проблематично. А заточены советские движки были именно под него.
Надёжность двигателей сохранялась лишь в руках тех, кто мог перебрать мотор с завязанными глазами. Да и то! Конечно, тут вам никакой сложной электроники. Но ремонт и обслуживание всё равно требует наличия второго такого же в гараже...
Словом, когда я читаю рассуждения о возврате к этим моторам становится смешно. Конечно, ни какой реинкарнации не произойдёт. И едва ли стоит всерьёз говорить о возобновлении производства этих двигателей. Чтобы там не осталось на месте цехов.
Будут ли новые отечественные моторы?
Самый непростой вопрос, решение которого зависит от очень многих факторов. Ни одно частное предприятие, верфь и производитель лодок или катеров объективно не обладает достаточными ресурсами и компетенциями для запуска такого рода производства. Даже при условии серьёзного субсидирования.
Однако российский водномоторный рынок объёмный. По разным оценкам в стране проживает от 20 до 40 млн увлечённых рыбалкой. Это данные я получил в Росрыболовство. Огромный рынок потребления.
Но это точно не тот случай, когда спрос непременно родит и предложение. Оно всё же может появится. Возможно, на базе существующих производителей автомобилей. В том числе и ушедших с рынка. Либо, какие-то альтернативные варианты. При участие ОПК, обладающих технологиями и мощностями. В сущности, именно потребности спецслужб. А это далеко не только армия. Могут стать тем самым толчком для создания базы и развития производства ПЛМ российского происхождения. Насколько хороши они будут для "бытового" применения, какова будет линейка? Вопрос второй. Но, по крайней мере, есть шанс, что на базе такого производства и его технологий может родиться линейка новых отечественных моторов.
Впрочем. Как мне кажется, случится это не раньше, чем через 2-3, а может быть и все 6 лет. До тех пор нас вероятнее всего ждут ограниченные партии моторов иностранного производства. Ну а всем владельцам рекомендую максимально бережно относится к своей технике. Ремонт нынче может оказаться делом не только затратным, но и довольно долгим!
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
#рыбалка #отдых #лодочный мотор #катер #импортозамещение #опк #производство