Как я неоднократно писал раньше, восприятие времени напрямую влияет на мировоззрение человека. И сейчас особенно на коллективном западе люди всерьёз отменяют события прошлого и не планируют далеко в будущее. То есть обозреваемое ими время стремится коллапсировать в состояние текущего момента. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Однако, стоит заметить, что были некоторые попытки на основании борьбы с глобальным потеплением построить систему взглядов "энвайронментализм", которая была бы ориентирована в будущее, за границу жизни человека.
Но и там не вышло, поскольку цели за горизонтом не нашлось.
- Глобальное потепление может угробить человечество! Его источник - парниковый газ СО2! Необходимо снизить выбросы СО2 во имя будущего!
- Допустим человечество снизит выбросы СО2 от всей своей деятельности почти до нуля. Это остановит глобальное потепление в будущем?
- Ээээ...Мы не знаем. Но именно так и надо поступить! Срочно!
Не годится как идея протяжённая во времени. Но деньги можно пилить уже сейчас!
А горизонты всё сужаются и сужаются. И это, разумеется, чревато деградацией культуры, поскольку она стоит на преемственности и живёт куда как дольше чем отдельный человек. Мы почему читаем и экранизируем классику? Потому, что она актуальна. А написана может быть столетия назад. И люди идут в картинные галереи, чтобы взглянуть на творения художников, которые уже давно умерли, например полюбоваться пейзажем, которого уже нет или не существовало вовсе.
Потому, что классика актуальна. Потому, что это, например, архетипический русский пейзаж.
Культура по отношению к человеку трансцендентна. А если трансцендентность отменить, то культура соответствующем образом будет ужиматься и упрощаться. Что сейчас и происходит. Так что мемы и короткие видео, это просто форма выживания культуры в отсутствии корней.
Также, вы наверно заметили, что даже высокобюджетные фильмы стали похожи друг на друга, даже сюжеты сейчас застряли в бесконечном самоповторе. Их просто украшают второстепенными деталями в угоду актуальной повестке. Сделать кого-то чёрным или гомосексуальным. В нашем локальном варианте бесконечно переснимаемых фильмов про Войну, это сделать немцев почеловечней, а комиссара наоборот. Но сути данные перестановки не меняют.
Люди, живущие в настоящем, находятся вне культурного контекста, потому, что их интересует лишь настоящее (а что там высоколобые дядьки сочиняли 100 лет назад, охотясь на своих мамонтов, это уже сложно и непонятно). Людям, находящимся вне культурного контекста, сложно усваивать культуру, которая на нём основана. Для них приходится её упрощать и адаптировать к текущему моменту. Это ещё больше сужает горизонт, в котором они мыслят.
Замкнутый круг.
И что с этим делать, пока не понятно.