Найти тему
Международная панорама

Война делает одну из самых богатых стран ещё богаче

Проведение чемпионата мира по футболу — это удачный ход для Катара, но стремление Европы заменить российский природный газ даст этой стране Персидского залива реальное влияние.

Национальный стадион Лусаил в Катаре. Фото: Мэтью Эштон/AMA/Getty Images.
Национальный стадион Лусаил в Катаре. Фото: Мэтью Эштон/AMA/Getty Images.

Когда самолеты начинают снижаться в Дохе, пассажиры могут посмотреть на новый стадион на 80 000 мест, возвышающийся над пустыней, где в декабре состоится финал чемпионата мира по футболу. Они также могут заметить еще одну поразительную картину: танкеры выстроились в Персидском заливе для сбора сжиженного природного газа.

Футбол и все более незаменимое топливо имеют мало общего, но они объединяются, чтобы дать Катару огромное влияние на мировой арене. Поскольку чемпионат мира демонстрирует способность страны обретать международный престиж, статус Катара как столь желанного поставщика газа обещает превратить крошечный полуостров в более крупного игрока, к чему он всегда стремился.

Стремительный рост цен на нефть из-за войны на Украине стимулировал производителей нефти на Ближнем Востоке, таких как Саудовская Аравия и Кувейт, но финансовые и геополитические выгоды, предлагаемые Катару, делают его выдающимся победителем после того, как наша спецоперация на Украине побудила Европу начать отказываться от импорта энергоресурсов из России.

Порт Рас-Лаффан, к северу от Дохи, откуда экспортируется катарский сжиженный природный газ. Фото: Copernicus Sentinel 2017/Orbital Horizon/Gallo Images/Getty Images.
Порт Рас-Лаффан, к северу от Дохи, откуда экспортируется катарский сжиженный природный газ. Фото: Copernicus Sentinel 2017/Orbital Horizon/Gallo Images/Getty Images.

За последние недели в Доху прилетели несколько высокопоставленных чиновников Европейского Союза, и все они четко заявили: нам нужен ваш газ как можно быстрее. Германия велела предприятиям начать переговоры о поставках. Срочность стала еще более острой на этой неделе после того, как Россия прекратила поставки газа в Польшу и Болгарию.

Согласно расчетам специалистов, экспорт энергоносителей Катара в этом году должен был достичь 100 миллиардов долларов впервые с 2014 года, исходя из тенденций первого квартала. Это позволит стране тратить ещё большие богатства на мировых фондовых рынках и на достижение своих внешнеполитических целей, в основном через свой суверенный фонд благосостояния в размере 450 миллиардов долларов. Тем временем правительство Катара ожидает экономической прибыли в размере 20 миллиардов долларов от проведения чемпионата мира по футболу.

Газ Бонанза

Катар ждет неожиданная удача из-за роста цен на газ и нефть

Источник: Bloomberg, Министерство планирования развития и статистики Катара. Показатель на 2022 год предполагает среднее значение за первый квартал за весь год; углеводороды и продукты их переработки составляют более 90% экспорта
Источник: Bloomberg, Министерство планирования развития и статистики Катара. Показатель на 2022 год предполагает среднее значение за первый квартал за весь год; углеводороды и продукты их переработки составляют более 90% экспорта

Это сделало 2022 год больше, чем просто годом, когда Катар оставит свой след в спортивном календаре, обогатив страну, которая и без того является одной из самых богатых, и укрепив свое влияние таким образом, который ещё год назад казался маловероятным.

Требования Европы к сжиженному природному газу, или СПГ, возникли после того, как Катар начал проект стоимостью 30 миллиардов долларов, чтобы увеличить свой экспорт на 60% к 2027 году. Дополнительный спрос означает усиление конкуренции среди покупателей за долгосрочные контракты на поставку и, скорее всего, более выгодные условия для Катара.

До начала войны на Украине некоторые аналитики сомневались, что будет достаточно возможностей, чтобы оправдать план расширения. Теперь, как сообщило агентство Bloomberg 20 апреля, Катар уведомляет клиентов о еще большем расширении.

Промышленный город Рас-Лаффан, основная площадка Катара по производству СПГ и сжижению газа, к северу от Дохи. Фото: Карим Джаафар/AFP/Getty Images
Промышленный город Рас-Лаффан, основная площадка Катара по производству СПГ и сжижению газа, к северу от Дохи. Фото: Карим Джаафар/AFP/Getty Images

«Это невероятная возможность, — сказала Карен Янг, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне. — Катар станет одним из самых важных экспортеров газа, рынок которого, вероятно, будет очень сильным в ближайшие годы».

Сдвиг в судьбе Катара

Это настоящий поворот для Катара с его населением менее 3 миллионов человек. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и их союзники потратили более трёх лет, пытаясь задушить его экономически за то, что он слишком близок к региональным исламистским группировкам и Ирану. Пандемия коронавируса снизила цены на газ до рекордно низкого уровня, ускорив, по мнению многих, неизбежную тенденцию перехода потребителей с ископаемого топлива на более чистую возобновляемую энергию.

Одновременно правозащитники критиковали Катар за его обращение с иностранными рабочими, строящими инфраструктуру для чемпионата мира по футболу. По данным Международной организации труда, только в 2020 году не менее 50 человек из них умерло.

Джо Байден и шейх Тамим бин Хамад Аль Тани встречаются в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне 31 января. Фото: Том Бреннер/The New York Times/Bloomberg.
Джо Байден и шейх Тамим бин Хамад Аль Тани встречаются в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне 31 января. Фото: Том Бреннер/The New York Times/Bloomberg.

Передряги, экономический бойкот закончились, а тут и цены на газ в Европе приблизились к историческим максимумам. За последний год они выросли более чем в четыре раза, сначала из-за восстановления спроса после пандемии, а затем из-за нашей спецоперации на Украине.

Эмир Катара, шейх Тамим бин Хамад Аль Тани, желанен как в США, так и в Европе. На встрече в Белом доме с президентом Джо Байденом в конце января — за несколько недель до начала нашей спецоперации — они обсудили «обеспечение стабильности глобальных поставок энергии».

Байден назвал Катар «крупным союзником, не входящим в НАТО», отчасти из-за того, что Доха помогала США в эвакуации из Афганистана, хотя в центре их переговоров был всё же газ. Это контрастирует с напряженностью между Белым домом, Саудовской Аравией и ОАЭ из-за их отказа стран залива увеличить добычу нефти и помочь снизить цены.

Непредвиденная удача

Газ превратил Катар в одну из самых богатых стран мира

Источник: Международный валютный фонд, Citigroup.
Источник: Международный валютный фонд, Citigroup.

Катар уже пожинает плоды. По данным Citigroup, экономика в 200 миллиардов долларов вырастет в этом году на 4,4%, что станет максимальным ростом с 2015 года. Валовой внутренний продукт на человека вырастет почти до 80 000 долларов, вернувшись к уровню таких мест, как Каймановы острова и Швейцария.

По словам Зиада Дауда, главного экономиста по развивающимся рынкам в Bloomberg Economics, начало того, что может стать газовым «суперциклом», наступает одновременно с окончанием строительного бума перед чемпионатом мира по футболу, который питал экономику в последние годы. «Сейчас удачное время для Катара, который может стать новым драйвером роста в этом десятилетии», — сказал он.

Что Катар сделает с деньгами?

Теперь вопрос заключается в том, что Катар будет делать со своей неожиданной прибылью от СПГ. Его стиль предполагает не только более глубокое погружение в мировые фондовые рынки, но и внешнеполитические набеги, которые не всегда согласовывались с его союзниками в США и Европе.

По словам человека, знакомого с этим вопросом, большая часть денег будет использована для поддержки суверенного фонда благосостояния Катара. Это позволит Катарскому инвестиционному управлению, которое уже является крупным инвестором в компании от Barclays Plc до Volkswagen AG, а также в недвижимость Нью-Йорка и Лондона, ускорить свое продвижение в технологические акции.

Катар также может использовать фонд для достижения своих региональных целей. В прошлом месяце правительство обязалось инвестировать в Египет 5 миллиардов долларов. Это было частью плана стран Персидского залива по поддержке североафриканской страны, которая пострадала от роста цен на продовольствие с начала нашей спецоперации на Украине.

Предыдущие инвестиции, связанные с внешней политикой, не всегда приносили дивиденды. За последнее десятилетие QIA вложила миллиарды долларов в российские активы, в том числе в государственную нефтяную компанию «Роснефть». Их стоимость сейчас упала.

Поддержка Египта включала 8 миллиардов долларов после «арабской весны» в 2011 году, когда в стране к власти пришли «Братья-мусульмане». Их лидерство оказалось недолгим: египетские военные свергли президента Мохамеда Мурси в 2013 году. Его поддержка Катаром при отце шейха Тамима, шейхе Хамаде, вызвала критику со стороны других государств Персидского залива и стала одной из причин их бойкота Катара годы спустя.

Рабочие возле стадиона Лусаил в Катаре. Фото: Шон Боттерилл/Getty Images
Рабочие возле стадиона Лусаил в Катаре. Фото: Шон Боттерилл/Getty Images

Шейх Хамад также инвестировал в сектор Газа после его захвата ХАМАСом, признанным США террористической организацией, и поддержал революцию в Сирии, направленную на свержение Башара Асада.

«Катар может играть интересную региональную роль, но это сопряжено с большим риском, — сказал Янг из Института Ближнего Востока. — Быть ​​друзьями и собеседниками по проблемным делам в регионе сопряжено с непредсказуемыми проблемами».

Медленный путь к ошеломляющему богатству

Морская буровая установка QatarGas в Персидском заливе. Фотограф: Tuck/Ullstein Bild/Getty Imagesеверном месторождении, гигантском морском месторождении, простирающемся до иранских вод, которое Shell Plc обнаружила в 1971 году. Однако компания вскоре отказалась от него. Газ не имел большой ценности, особенно если он находился слишком далеко, чтобы его можно было поставлять на крупные рынки.

К 1990-м годам финансы Катара оказались в тяжелом положении из-за падения добычи нефти и цен на нее. Абдулла бин Хамад аль-Аттия, тогдашний министр энергетики, считал, что будущее за газом.

Морская буровая установка QatarGas в Персидском заливе. Фото: Tuck/Ullstein Bild/Getty Images.
Морская буровая установка QatarGas в Персидском заливе. Фото: Tuck/Ullstein Bild/Getty Images.

Потребление росло, и инженеры снизили стоимость производства СПГ, в результате чего топливо сжимается и охлаждается до -161°C, что позволяет транспортировать его по всему миру. К 2012 году страна стала крупнейшим экспортером в мире благодаря спросу в Японии и на Тайване. Однако Европа оказалась более сложным для взлома рынком из-за конкуренции со стороны России.

«В 1997 или 1998 году я ездил в Германию, встречался с немецкими официальными лицами, и мы обсуждали, может ли Катар стать их поставщиком, — сказал Аль-Аттия в интервью. — Они ответили: "О, мы не думаем, что нам нужен ваш СПГ, потому что мы будем получать много газа из России по трубопроводам, и это дешевле"».

Аргумент Аль-Аттии о том, что им нужно много поставщиков, в конце концов подтвердился, когда Россия начала спецоперацию на Украине, а также после угроз Путина отомстить за западные санкции путём прекращения экспорта газа. ЕС ввел строгие санкции в отношении торговли и бизнеса, пытаясь изолировать Россию, но до сих пор исключал нефть и газ.

На данный момент Катар не может производить достаточно газа, чтобы удовлетворить потребности Европы, которая получает около 40% своего газа из России. Государственный производитель Qatar Energy работает на полную мощность, и более 80% его грузов идёт в Азию. Большинство из них продаются по многолетним контрактам, которые Доха заявила, что не будет разрывать, чтобы перенаправить поставки в Европу.

Высокие цены

Цены на газ выросли до уровней, намного превышающих производственные затраты Катара

Источник: Блумберг.
Источник: Блумберг.

Однако будущее золотое дно ясно. Morgan Stanley ожидает, что поворот Европы от российской энергетики приведёт к увеличению мирового потребления СПГ на 60% к 2030 году. Goldman Sachs прогнозирует, что спотовые цены на газ в Азии и Европе будут достигать 25 долларов за миллион британских тепловых единиц как минимум в следующем году. Это более чем в шесть раз превышает безубыточную цену проекта расширения Катара. Американские банки также настроены оптимистично в отношении нефти, с которой связано большинство существующих контрактов Катара на поставку.

ЕС приступил к реализации многовекторной стратегии, направленной на получение большего количества СПГ и трубопроводного газа из-за пределов России. Германия, чей министр экономики Роберт Хабек отправился в Доху на встречу с эмиром в середине марта, пообещал построить свои первые терминалы для импорта СПГ. Такие страны, как Эстония, также ищут новых поставщиков.

Как сказал Элан Хабиб, директор по Ближнему Востоку аналитической компании ICIS: «Российское вторжение и неопределенность с поставками газа в Европу изменили правила игры для Катара».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!

Начал работу мой Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире».

Приглашаю также на мой официальный сайт https://www.zhabskiy.ru