Найти тему

Являются ли международные санкции форс-мажором

Мы, казалось бы, только что разобрали вопрос о том, является ли форс-мажором коронавирус. И сказали о том, что ситуация может быть двоякой: с одной стороны, конечно, пандемия – это обстоятельство непреодолимой силы, пострадавших от нее немало, так что невыполнение условий договора во многих случаях списываются на это. С другой стороны, если человек пять лет копил долги, а потом списывает их на последние 2 года, – это явное злоупотребление.

Так же обстоят дела и с санкциями. Для бизнеса принятие санкций не является чем-то подконтрольным. То, что группа недружественных стран решила усложнить жизнь россиянам, вполне можно приравнять к форс-мажору для нашей страны. Но и злоупотреблений быть тоже не должно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В чем сложность?

Правоприменители не любят форс-мажор и дела, связанные с ним. Мы уже говорили о спящих нормах закона, так вот эта норма почти может быть отнесена к спящей, причем во многих странах. Она нарушает стабильность правоприменительного процесса и создает прецеденты, которые можно отнести к неоднозначным.

А злоупотребления какие в этом случае?

В этом случае истцы стремятся переносить арбитраж на территорию России, даже когда речь не идет о спорах с американцами. А обосновывают свои претензии к гражданам и организациям из третьих стран американскими санкциями. И если речь все же о внешних контрагентах, то вполне вероятны случаи подобного рода со спорами внутри страны. А вот это уже проблема для правоприменения.

Форс-мажор и антисанкционные меры

Для того чтобы воплотить антисанкционые меры, создали президиум Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.

Не позднее конца марта должны появиться проекты проработанных нормативных актов о фиксации валютного курса в целях уплаты таможенных пошлин при импорте; обязательном авансировании госконтрактов в объеме от 50-80%; расширении доступа субъектов к казначейским кредитам, в том числе увеличению максимальных лимитов Федерального казначейства; обнулении НДС при ввозе лекарств и медизделий; переносе подлежащих погашению в 2022 году бюджетных кредитов субъектов РФ при условии направления средств на реальные инвестиционные проекты; изменении статьи 200.4 Уголовного кодекса («злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»).

Появится такая опция, как получение сертификатов о форс-мажоре

Уже к 22 марта появится крайне насущный законопроект об оперативном изменении Гражданского кодекса, прямо предусматривающий возможность признания санкционного давления чрезвычайным и непреодолимым обстоятельством («форс-мажором») для предотвращения на корню зарождающейся истерии о неких «нарушениях» договоров в реалиях вынужденного переосмысления многочисленных цепочек поставок, что позволит главе ТПП Сергею Катырину более спокойно выдавать сертификаты о форс-мажоре.

По информации forbes.ru, 10 марта глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отмечал, что в связи со «сложной экономической обстановкой для российского бизнеса», вызванной санкциями, до 30 апреля сертификаты о форс-мажоре по внешнеторговым и внутрироссийским контрактам ТПП будет выдавать бесплатно. Катырин также направил письмо председателю Верховного суда РФ с просьбой разъяснить, возможно ли рассматривать в качестве форс-мажоров ситуацию, когда исполнение контрактных обязательств невозможно из-за санкций, поскольку действующие положения Гражданского кодекса « не вполне допускают такую возможность». Как отмечал вице-президент ТПП Вадим Чубаров, в территориальные торгово-промышленные палаты на 5 марта поступило 308 заявлений по форс-мажорным обстоятельства, а в ТПП РФ – 10 заявлений о выдаче сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым контрактам. В основе всех этих заявлений лежат санкции.

Ссылаться или доказывать

Пока мы ожидаем решений правительства, потому любой спорный вопрос о санкциях как обстоятельствах непреодолимой силы, повлиявших на ваш бизнес, решается в суде. И бремя доказывания лежит на истце.

А что вообще это будет означать практически

Признание санкционных мер форс-мажором, вероятно, будет проводится через изменения в ст. 401 (основания ответственности за нарушения обязательства) и ст. 416 ГК РФ (Прекращение обязательства невозможностью исполнения) и ст. 417 (Прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти). При этом общие правила при форс-мажоре не изменятся – обстоятельства непреодолимой силы освобождают от ответственности перед контрагентом, например, при поставке или купле-продаже.

Dura lex sed lex – закон суров, но это закон. И мы с уверенностью можем сказать, что закон о форс-мажоре будет работать и сейчас, но придется поработать над доказательствами и прибегнуть к судебному разбирательству, если не сработает досудебная медиация. Приходите, поработаем вместе.