Обычно для работы с графикой покупают отдельный монитор. Если работать с контрастными изображениями, плохой экран не сможет отобразить все оттенки цветов — получить хороший видеоролик в итоге не получится. Но можно пойти более простым путем: в современные ноутбуки уже давно ставят яркие и быстрые дисплеи, которые передают все цвета по sRGB. Они совсем не уступают по характеристикам отдельным мониторам, разве что по размеру. А чтобы экран быстро прорисовывал картинку, в некоторые модели ноутбуков устанавливают интегрированную видеокарту и мощный процессор. В статье расскажем, какие еще характеристики экрана нужно учесть при выборе ноутбука.
1. Процессор и видеокарта, чтобы ноутбук тянул графические редакторы и игры
Именно видеокарта обрабатывает видеосигнал и отвечает за работу всех важных параметров: обновления матрицы, четкости картинки и реалистичности изображения. Одна из качественных карт для ноутбуков — интегрированная AMD Radeon RX 6000. Она поддерживает высокую частоту смены кадров — от 144 Гц в секунду. Если работать с видео, где часто меняются кадры, картинка будет обновляться моментально — процесс обработки видео ускорится в несколько раз.
А чтобы на устройстве можно было работать с 3D-графикой и большими видеопроектами, нужен мощный процессор. Например, в ноутбуках с процессором AMD Ryzen 5000 работают 8 ядер с базовой частотой от 1,8 ГГц. У таких моделей есть функция «турбобуст» — во время работы в графических программах или игры в CS:GO частота автоматически поднимается до 4,5 ГГц. За счет этого ноутбук спокойно обрабатывает задачи и выдает высокую производительность.
Еще у ноутбуков на базе этих процессоров есть технология AMD Smart Access Memory — она ускоряет обмен данными между процессором AMD Ryzen и видеокартой AMD Radeon. Процессор моментально считывает данные и передает их видеокарте — картинка обновляется быстрее, а зависаний в Premiere Pro или Cyberpunk 2077 не возникает.
Пример игрового ноутбука — MSI Delta 15. В нем установлен процессор AMD Ryzen 7 5000 серии с базовой частотой 3,2 ГГц и видеокарта Radeon RX 6700M. Мощности хватит для новых игр и монтажа сложных проектов
2. Яркая и быстрая матрица, чтобы не уставали глаза и картинка была глубокой
Матрица — основной параметр любого экрана. От нее зависит, какая будет цветопередача, угол обзора и цветовой охват дисплея. Цветовой охват дисплея — это диапазон оттенков, которые может воспринимать человеческий глаз. Чем больше цветовой охват, тем лучше цветопередача.
На ноутбуки с процессором AMD Ryzen 5000 устанавливают дисплеи, которые обеспечивают стопроцентную передачу всех оттенков по sRGB. Выбирайте такие модели, если нужно работать с цветом — например, обрабатывать фото или рисовать картинки.
На качество картинки, цветопередачу, контрастность и угол обзора влияет не только цветовой охват, но и тип дисплея. Есть три основных вида.
- TN — самый бюджетный вариант. У них плохая цветопередача, низкий уровень контраста и небольшой угол обзора. В редких случаях их используют для игровых ноутбуков — у TN-матриц высокая скорость отклика. Если играть в CS:GO, кадры будут меняться быстро — можно чаще выигрывать раунды.
- VA — средний вариант с неплохой контрастностью и цветопередачей. Матрица хорошо передает черный цвет, на устройстве с таким экраном комфортно работать с текстом — глаза устают меньше. Еще у них хорошая скорость отклика, поэтому VA-матрицы иногда используют для игровых ноутбуков. Но главная проблема таких матриц — малый угол обзора. Если смотреть на экран сбоку или играть вдвоем, то искажения картинки будут мешать.
- IPS — самый распространенный тип матрицы. У нее отличная цветопередача: если сфотографировать закат на море, то на экране будут видны все оттенки голубого и красного. А еще высокая яркость: изображение будет четким и насыщенным, даже если смотреть видео под прямыми солнечными лучами. Широкий угол обзора матрицы позволяет читать текст даже сбоку от экрана. IPS-матрица лучше всего подходит для обработки фотографий в Photoshop и работы в других графических редакторах.
В Lenovo Legion 7 с процессором AMD Ryzen 7 5000 серии установлена IPS-матрица. Эта модель ноутбука с отличной цветопередачей — на нем идеально работать с графикой и играть
3. Небольшое время отклика — для комфортной игры
Во время работы за ноутбуком мы обычно не замечаем, как меняются цвета на экране. Но это происходит постоянно — когда мы играем, открываем новую вкладку или листаем картинки. Например, если открыть фотографию темного помещения — и фотографию, на которой запечатлен солнечный день на море, то все пиксели начнут менять цвет. А насколько быстро это произойдет — как раз зависит от времени отклика и типа матрицы.
Скорость отклика особенно важна для динамичных игр. Если матрица будет слишком медленной, то в активных сценах картинка будет размазанной и нечеткой — цвета пикселей просто не успеют поменяться. К примеру, во время резкого поворота в Need for Speed след от машины будет размытым, если время отклика будет большим. Для игр оптимальное значение — 3 мс.
Чтобы было комфортно играть и монтировать видео на ноутбуке, нужна хорошая матрица — например, IPS. А время отклика должно быть небольшим — до 3 мс. За такой промежуток пиксели быстро сменят цвет, а картинка останется резкой и четкой.
У Acer Nitro 5 с процессором AMD Ryzen 5000 серии время отклика — 3 мс. Ноутбук не подведет даже в ответственный игровой момент
4. Высокая частота обновления, чтобы смена изображений была плавной
Этот параметр важен для игр и работы с видео. Например, в шутерах картинка быстро меняется, появляется новая локация, а в видеоролике может быть активная смена кадров. Чтобы изображение не тормозило и пиксели плавно сменяли друг друга, частота обновления экрана должна быть высокой.
Чаще всего у ноутбуков дисплеи с 60 Гц — экран обновляется 60 раз за секунду. Этого хватает для офисных задач, работы с текстом или просмотра фильмов. Для стрелялок, шутеров и монтажа больших проектов этот параметр должен быть 120-180 Гц.
Чтобы изображение стало еще более плавным и целостным, можно синхронизировать показатель частоты обновления с FPS — количеством кадров в секунду. В AMD для этого существует специальная технология — FreeSync. Она исключает разрывы изображений в динамических сценах и при смене картинки — например, при резком повороте персонажа в Cyberpunk 2077. Эта функция встречается в большинстве игровых ноутбуков на базе процессоров AMD Ryzen 5000.
Lenovo Legion 5 с процессором AMD Ryzen 7 5000 серии имеет частоту обновления экрана 165 Гц — картинка не будет прерываться даже в самых новых графических редакторах и играх
5. Высокое разрешение, чтобы изображение было четким
Чем выше разрешение экрана, тем выше плотность пикселей на квадратный дюйм. От количества пикселей зависит четкость и реалистичной выводимой картинки — чем их больше, тем лучше. Стандартное разрешение для ноутбуков с небольшой диагональю — Full HD (1920 х 1080 точек). Такие параметры хороши для работы с текстом или выполнения базовых офисных задач.
А чтобы наслаждаться играми или работать с графикой в Adobe Illustrator, нужно разрешение побольше. Наиболее подходящий вариант для небольшого экрана ноутбука — WQHD (2560 х 1440 точек). С ним увеличится четкость и качество картинки: сможете детально рассмотреть все оттенки зеленого на фотографии с деревьями. Если такого разрешения будет не хватать — в ноутбуках на базе процессоров AMD Ryzen 5000 есть специальный выход для отдельного монитора. Можно подобрать модель с 4К — у картинки будет высокое качество, четкость и реалистичный вид.
Для высокого разрешения экрана во всех программах важно не только количество пикселей, но и тип процессора с видеокартой. Если они будут слишком слабыми, то даже высокое разрешение бесполезно — картинка не отобразится в том качестве, в котором задумано. Стоит выбирать процессоры с количеством ядер от 8 и частотой от 1,6 Гц — например, AMD Ryzen 5000. А для работы со сложной графикой в Premiere Pro или работы в Photoshop хорошо подойдет видеокарта AMD Radeon RX 6000.
У ноутбука ASUS ROG Strix G17 с процессором AMD Ryzen 7 5000 серии установлен дисплей 17,3 дюйма с разрешением 2560 x 1440 пикселей. Изображения буду детализированными, играть одно удовольствие
6. Качественное покрытие, чтобы не уставали глаза
На усталость глаз влияет частота мерцания экрана и его свечение. Чтобы снизить нагрузку, производители устанавливают специальные технологии. Одни из самых популярных — Low blue light и Flicker-Free. Первая технология уменьшает свечение синего спектра цветов, а Flicker-Free снижает частоту мерцания экрана. Эти дополнения позволяют работать и играть за ноутбуком на протяжении нескольких часов без усталости и вреда для глаз.
Еще на зрение влияет количество бликов, которые появляются при попадании света на дисплей. Как много будет бликов — зависит от типа покрытия экрана.
- Матовое — не возникает бликов, можно работать даже под прямыми солнечными лучами. Главная проблема — невысокая яркость и менее насыщенное изображение. Яркий свет из разных источников не будет отражаться на экране — можно запустить игру или посмотреть видео на Youtube.
- Глянцевое — экран выдает яркие и насыщенные изображения. Но на экране с таким покрытием могут появляться отражения и блики, если работать при ярком свете. Например, если работать на улице в солнечный день, то рассмотреть все оттенки не получится — блики будут мешать. Из-за этого глаза будут быстро уставать, работать станет некомфортно.
- Антибликовое — наиболее комфортный вариант. Экран не бликует на солнце, и покрытие сохраняет цветопередачу на высоком уровне. Можно обрабатывать изображения и ролики при любом освещении.
Ноутбук с антибликовым покрытием и режимом Low Blue Light — HP Omen на базе процессора AMD Ryzen 5 5000 серии. Во время игры и работы в редакторах глаза будут меньше уставать
Чтобы получать удовольствие от работы с изображениями и видео, от игры на ноутбуке — хорошего дисплея недостаточно: нужен мощный процессор и хорошая видеокарта. Из процессоров подойдет, например, AMD Ryzen 5000. В нем 8 ядер и частота от 1,8 ГГц — этого как раз хватит для работы с 3D-графикой и видеороликами.
Обычно этот процессор устанавливают вместе с видеокартой Radeon RX 6000 — в связке они работают лучше всего. Благодаря функции AMD Smart Access Memory, они передают данные друг другу практически мгновенно. Скорость работы в графических редакторах возрастет, а игры не будут подвисать.