30 апреля (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного старца Зосимы Соловецкого, чье имя всегда вспоминается рядом с именами двух великих духовных подвижников – преподобных Савватия и Германа Соловецких. Мало найдется православных, кому были бы незнакомы эти имена. Тем не менее «Прихожанин» решил напомнить своим читателям некоторые ключевые моменты жизни Соловецких святых.
Кому мы обязаны тем, что сегодня знаем о Зосиме и Савватии?
Это заслуга Соловецкого игумена Досифея (Немчинова) и митрополита Киевского Спиридона. Ибо два эти великих книжника, опираясь на рассказы преподобного Германа Соловецкого, написали и опубликовали жизнеописание Зосимы и Савватия Соловецких. Известно, что игумен Досифей, который был учеником преподобного Зосимы, после его кончины жил в одной келье со старцем Германом. С его слов он записал первые рассказы о Зосиме и Савватии. К сожалению, эти первые рассказы были утеряны: они хранились в монастыре, но какой-то инок, пришедший из Белозерья, взял их почитать, и, покинув обитель, унес записи с собой.
Позже игумен Досифей получил благословение Новгородского епископа Геннадия (который в молодости был учеником преподобного Савватия) на подготовку и написание новых житий. В этом ему большую помощь оказал митрополит Спиридон, который сумел обобщить всё рассказанное игуменом Досифеем и составить полноценные жития этих двух святых в соответствии с агиографическим каноном.
Зосима и Савватий не были знакомы друг с другом
Да, это тоже известный факт. Хотя оба святых всегда упоминаются рядом, в жизни они ни разу не встречались. Единственным связующим между ними звеном был преподобный Герман Соловецкий. Именно он совершил вместе с преподобным Савватием первую поездку на Соловки в 1429 году и прожил с ним на Острове бок о бок пять лет.
Позже, уже после кончины преподобного Савватия, Господь определил преподобному Герману встречу с преподобным Зосимой, которому он подробно поведал о Соловецких островах и жизни с преподобным Савватием. И этим рассказом Герман побудил Зосиму отправиться в путь к островам Белого моря.
Почему преподобный Савватий отправился на Соловки?
К сожалению, о жизни преподобного Савватия (кстати, его имя с древнеарамейского переводится как «суббота») – о том, где и когда он родился, кто его родители, как он воспитывался, когда принял иноческий постриг, – нам ничего неизвестно. Согласно его житию, сначала он жил в Кирилло-Белозерском монастыре, где был очень любим братией и игуменом за смирение и кротость и почитался ими как образец монашеской добродетели и правил иноческой жизни. Чуть позже Савватий решил перебраться на Валаам в монастырь в честь Преображения Господня, ибо слышал, что из-за суровых условий жизни нелегко приходится монахам Валаамской обители.
На Валааме Савватий был также очень радушно принят братией. Прошло какое-то время, и валаамские монахи не уставали дивиться тому, сколь усердно молился и трудился их новый брат. «Видим, как этот (брат) подвизается, ничего не говоря, и с каким усердием работает здесь без всякого прекословия, словно некий раб, не имеющий выкупа. Воистину, это и есть раб Божий и великий делатель заповедей Его», – говорили они. Но эти слова сильно опечалили преподобного Савватия: потому что он искал не похвалы людской, пусть даже из монашеских уст, но большого духовного подвига во славу Божию. Понял Савватий, что душа его стремится к полному уединению и подвигу безмолвия, и стал думать, где бы он мог ему предаться. Услышал он от местных жителей о некоем далеком острове, называемом Соловецким, находящемся в море, в двух днях пути от земли, где никто не живет и куда порой приплывают лишь рыбаки и охотники на морского зверя. И устремился мыслями и душой к этому острову.
Савватий поведал о своем желании братии, но не захотели игумен и другие монахи отпускать любимого брата. Тогда преподобный был вынужден положиться на Господа и однажды тайно под покровом ночи ушел из обители.
На его пути к Острову Господь привел Савватия к небольшому селению Сорока на реке Выге, где преподобный встретил монаха по имени Герман. Тот был родом из карелов, и ему не раз доводилось ловить рыбу на Соловецком острове. Он не только подробнейшим образом рассказал Савватию об Острове, но и упросил святого взять его с собой в качестве помощника.
Сели они в маленькую лодку, которую в тех местах называли карбасом, и отправились по морю в путь. На третий день достигли они Соловецкого острова. Поначалу выбрали себе одно место, где водрузили крест и соорудили первый шалаш (оно находилось в двенадцати верстах от того места, где сегодня стоит монастырь), но позже перебрались в другое, в одной версте от моря, у горы, называемой Секирная. Там начали отшельники строить себе кельи.
«Отныне на этом месте будет обитель иноческая»
Однажды на Соловки приплыла семья карелов. Они узнали, что на Острове поселились чужаки и решили, как говорится, поспешить застолбить за собой эти земли. Они соорудили себе дом и обосновались в нем. При этом монахи ничего про карелов не ведали.
Однажды, когда Савватий с Германом молились возле креста, услышали они какой-то странный шум, похожий на крики и плачь. Герман отправился посмотреть, кто это шумит, и обнаружил на берегу моря на земле плачущую женщину. Она и рассказала, что пока муж ее пошел на рыбалку, она встретила на берегу двух грозных юношей, которые стали бить ее прутьями со словами: «Уходите скорее с этого острова, ибо не дoлжно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет!»
Две встречи
В жизни человека не бывает случайных событий, хотя смысл их человек зачастую осознать не в силах. В какой-то момент преподобный Герман был вынужден отправиться на материк по делам. Он надеялся вскоре вернуться обратно к Савватию, но Господь распорядился иначе. За время его отсутствия Савватий почувствовал, что завершаются дни его земной жизни. Захотел он перед кончиной исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин и решил отплыть с острова на материк. Лишь только пристал он к берегу возле реки Выги, как тотчас же встретил игумена Нафанаила, которого позвали исповедовать больного крестьянина в дальнюю деревню. Обрадовался преподобный Савватий встрече с Нафанаилом, так как понял, что Господь в нужное время свел их в этом месте.
Обрадовался и игумен Нафанаил, что удостоился чести видеть святого, о котором был наслышан. Савватий вкратце рассказал ему о своей жизни на Острове и выразил желание причаститься. Нафанаил был готов исповедовать Савватия, но хотелось ему пообщаться с ним побольше и попросил он преподобного немного обождать, пока игумен сходит в деревню, куда его позвали, исповедует больного крестьянина, а потом вернется обратно к Савватию и выполнит его желание.
«Я, конечно, готов подождать, – смиренно согласился преподобный, – но знаю, что скоро мне предстоит предстать пред Богом». Игумен Нафанаил сразу же поверил словам преподобного и тотчас же причастил Савватия Святых Таин. А после отправился в путь, пообещав к утру вернуться.
Тем же днем случилась у преподобного Савватия вторая встреча – с неким новгородским купцом по имени Иоанн, которого Господь неслучайно привел в этот час на берег реки Выги. Купец собирался получить благословение у святого и плыть дальше в обратный путь. Савватий благословение свое дал, но попросил не уплывать и дождаться. И затворился в келье. Купец поначалу огорчился этой просьбе, но согласился обождать. Какого же было его удивление, когда несколько часов спустя поднялась сильная буря. Купец Иоанн испугался, представив, что могло бы с ним случиться, если бы он вышел в море.
Ранним утром купец Иоанн постучал в дверь кельи, но никто ему не ответил. Громко испросив благословения, он вошел и увидел, что преподобный Савватий сидит в мантии и куколе, а перед ним стоит зажжённая кадильница, и вся келья наполнена каким-то приятным благоуханием. Купец Иоанн обратился к святому за благословением, но не услышав ответа, подошел поближе. И только тогда увидел, что преподобный отошел ко Господу.
Через некоторое время к часовне подошел и игумен Нафанаил. Вдвоем они погребли Савватия, при этом Нафанаил сказал купцу: «Знаешь ли, Иван, какой благодати мы удостоились от Владыки Христа, послужив погребению такого святого мужа?» И рассказал тому о духовных подвигах преподобного на Острове.
По стопам преподобного Савватия
Как я уже говорил, преподобный Герман по воле Божией сыграл особую роль, как в жизни преподобного Савватия, так и в жизни преподобного Зосимы. А потому и поминается Русской Православной Церковью наравне с ними.
О преподобном Зосиме (кстати, его имя переводится с древнегреческого как «живой») мы знаем чуть-чуть больше. Известно, что родом он был из новгородского села, располагавшегося на берегу Онежского озера. Правда, по одним данным это село называлось Толвуй, а по другим – Шуньга. Также известно, что его родители (отца звали Гавриилом, а мать Варварой) были весьма состоятельные люди, которые прочили сыну богатое будущее. Но Господь распорядился иначе. После того как его родители умерли, Зосима принял монашеский постриг и в поисках уединения отправился к берегам Белого моря. В устье реки Сумы он и повстречал преподобного Германа, который поведал ему о Савватии и жизни с ним на Соловецком острове.
Рассказ Германа сильно вдохновил Зосиму, и он решил отправиться по стопам преподобного Савватия. В 1436 году Зосима и Герман после двух дней морского пути приплыли на Остров.
«…И видит от на востоке церковь, стоящую на воздухе»
Когда Господь хочет укрепить людей в их намерении или указать духовный путь, Он посылает им определенные знаки. Так и Зосиме, который стремился к тому, чтобы превратить этот Остров в святое место было даровано видение. Буквально на следующее утро, едва проснувшись, Зосима вышел из шалаша, в котором они ночевали с Германом, и, как записано в его житии, «…было ему явлено некое предивное видение: увидел он луч пресветлый, который всего его просветил, и Божественное сияние место то осияло. Объял его ужас от такого видения; и видит он на востоке церковь, стоящую на воздухе, большую и прекрасную, простершуюся над землей…» После чего Зосима с Германом начали рубить деревья и строить свои первые на Соловецком острове кельи.
…Святые места всегда притягивают к себе верующих людей. Со временем на Остров потянулись люди, которые хотели жить, трудиться и молиться бок о бок с преподобными Зосимой и Германом.
Сначала был построен небольшой деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом святителя Николая, а со временем было начато строительство храма в честь Успения Божией Матери.
Игумен
Интересно, что преподобный Зосима, который практически заложил первый камень будущего знаменитого Соловецкого монастыря, не сразу стал игуменом монашеской братии, которая постепенно собралась вокруг него и преподобного Германа.
Дело было так. Когда вокруг Зосимы собрались 22 брата, которые вместе с ним стали и молиться, и рыбу ловить, и соль варить, было решено послать к Новгородскому архиепископу Ионе с просьбой дать братии антиминс для храма (антиминс – греч. «вместопрестолие». Освященный четырехугольный плат с изображением Иисуса Христа во гробе и вшитыми св. мощами. Он находится в алтаре на престоле и считается своего рода документом, разрешающим совершение Литургии. – Ред.), а также назначить им игумена.
Поначалу архиепископ Иоанн назначил игуменом Соловков некоего иеромонаха Павла, но тот, пожив какое-то время на Острове, не выдержал тягот пустынной жизни и вернулся обратно в Новгород. Тогда архиепископ поставил новым игуменом другого иеромонаха – Феодосия. Но и того не принял Остров. И тогда все монахи возмутились и решили, что игуменом должен стать Зосима, которого все очень любили и уважали.
В итоге Зосима вместе с некоторыми братьями отправился к архиепископу в Новгород. Тот долго общался с преподобным, задавая ему вопросы и о Священном Писании и об устройстве жизни монахов на Острове. В итоге со словами: «Воистину ты человек Божий» новгородский владыка рукоположил Зосиму в священнический сан и поставил его игуменом Спасского Соловецкого монастыря.
Конечно, в жизни преподобного Зосимы было немало интересных и удивительных страниц. Можно было бы поведать читателю о том, как Зосима в одиночестве на Острове боролся с бесами. Или о том, как зимой закончилась у него вся еда и замаячила впереди голодная смерть, но тут Господь послал ему двух людей, которые на санях привезли святому муку и разные припасы. Или о том, как побывал преподобный Зосима в гостях у Марфы-посадницы и предсказал Новгородским боярам гибель и разрушения, что и случилось позже по слову его. Но всего этого в небольшой статье не расскажешь…
О мощах основателя монастыря
Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году. Помогли в этом деле монахи Кирилло-Белозерского монастыря, которые сообщили Зосиме историю последних встреч преподобного Савватия, рассказанную им купцом Иоанном (неслучайно Господь привел его тогда на берег Выги-реки).
Узнав, где покоятся мощи преподобного Савватия, Зосима с монахами тотчас же поплыл к тому месту. Были найдены и часовня, и могила Савватия. Торжественно привезли монахи мощи преподобного на Остров и положили их за алтарем в храме Успения Пресвятой Богородицы.
Сам преподобный Зосима почил в 1478 году и был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора, который он построил собственными руками.
Спустя почти сто лет, 8 (21) августа 1566 году, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в построенный каменный Спасо-Преображенский собор и поставлены в приделе, освященном в их честь. Рядом были положены мощи и третьего основателя Соловецкой обители – преподобного Германа.
Здесь святые мощи покоились до закрытия монастыря, которое случилось в 1920 году. После этого святыне пришлось немало попутешествовать. Сначала большевики перевезли их с Соловков на материк, потом отправили в Москву в Центральный антирелигиозный музей, а позже – в Ленинградский музей истории религии и атеизма.
В апреле 1989 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были представлены церковной комиссии Русской Православной Церкви. Знаменательным для Соловецкого монастыря стал год 1992-й. В феврале был назначен игумен, а 19 августа 1992 года на Соловках в Спасо-Преображенском соборе совершилась первая, после долгой и печальной тишины, Божественная литургия. Святые мощи преподобных основателей обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II привез из Петербурга в Архангельск, где их встречали священники и тысячи верующих.
В полдень 20 августа катер «Беломорец» доставил раки с мощами Соловецких чудотворцев на берег Острова. Вместе с ними впервые в истории Церкви на берег Соловков вступил и Святейший Патриарх.
Крестным ходом и молитвенными песнопениями мощи преподобных Зосимы, Саваатия и Германа были торжественно внесены в основанную ими обитель и установлены в Спасо-Преображенском соборе.
Подготовил Петр Селинов