Найти тему
❄️ РадиоМаруся

Дорога на Салехард

Добраться до ямальского города за Полярным Кругом можно не только на самолёте. Народ сильно удивляется, когда слышит о дороге. «Зимник?» - уточняют. «Нет, - отвечаю, - обычная дорога». Единственное, большая её часть лежит через безлюдную тундру. А значит, отправляясь в путь, нужно учесть несколько особенностей.
Проверено на себе.

Ямальские закаты в тундре
Ямальские закаты в тундре

Как поедем?

Выдвигаться было решено из Тарко-Сале. Это небольшой северный городок в Пуровском районе - том самом, с которого началось освоение недр Ямала, газоносный, знаменитый. Дорога до газовой столицы России - Нового Уренгоя - всего 180 км, затем до Пангод - около 115 км, следом до Надыма (его мы обходим стороной, около 130 км) и, наконец, до самого Салехарда - около 350 км.

Дорожное покрытие, по северным меркам, очень даже ничего. Дорога обслуживается круглогодично.
Дорожное покрытие, по северным меркам, очень даже ничего. Дорога обслуживается круглогодично.

К слову о дороге: разработка проекта велась с 2005 года, а строительство началось в 2011. Чтобы по болотистой местности построить надёжную трассу, потребовалось более миллиона самосвалов грунта для отсыпки и асфальтобетонной смеси. Уложено 4 миллиона квадратных метров щебня. В строительстве были задействованы более 25 дорожных организаций, а в пиковый период на объекте работали свыше 2000 специалистов и 300 единиц техники.

Километраж

До Салехарда по километражу примерно, как до Салыма (это для знающих путешественников). Для собравшихся в путь впервые сообщу, что рулить около 800 километров. Правда, есть одна приятная особенность - машин не так много, как по направлению на юг, поэтому дорога при движении со скоростью от 80 до 110 км/ч занимает 8-9 часов. Камер фиксации нет, но есть природные ограничения - мосты через многочисленные ручьи заставят сбрасывать скорость.

Просторы тундры за Полярным Кругом.
Просторы тундры за Полярным Кругом.

Автозаправки

Запастись топливом нужно в достаточном количестве. Залейте полный бак в Новом Уренгое, потому как следующая автозаправочная станция встретится лишь в Надыме. Придётся немного сойти с пути и заехать в город, вдоль трассы АЗС нет. Но это не займёт много времени. Сразу за стелой при въезде вы увидите несколько автозаправок. 
Кстати, дальнобойщики, которые часто ездят по этой дороге, советуют ещё в Новом Уренгое сделать запас топлива в дорогу. Захватите металлическую канистру (в пластик могут не заправить, были свидетелями неприятной ситуации). От Нового Уренгоя до Надыма места не такие безлюдные, как от Надыма до Салехарда, но подстраховаться стоит.
В Надыме также заполните бак полностью, дальше лишь тундра, без месторождений, производственных баз, посёлков и станций. АЗС вы встретите лишь в окружной столице. В случае критической ситуации вам будет чем согреться или дозаправиться.
Этот участок дороги мы проезжали ночью, за всё время во встречном направлении нам попались лишь две машины, в попутном - одна. Днём количество автотранспорта увеличилось до 15.

Курица или рыба

С питанием тоже задача, поэтому, если любите перекусить в дороге или едете с детьми, запасайтесь водой и провиантом. И не забудьте пакет, чтобы сложить мусор, контейнеров вдоль трассы вы также не встретите.

Сотовая связь

Большую часть времени её нет. Все, кроме мобильного оператора МТС, ловят связь урывками. Вдоль трассы установлены передвижные сотовые станции красного цвета. Если ваша сим-карта такого же, поздравляю!  Загрузку фото и видео, а также электронной почты не потянет, а вот обычный звонок - легко.

Стационарная вышка сотовой связи. Ловит МТС.
Стационарная вышка сотовой связи. Ловит МТС.

501 стройка: история рядом

На участке от Надыма до Нового Уренгоя по правую сторону, если вы едете в светлое время суток, можно разглядеть знаменитую «мёртвую дорогу». Большая её часть, конечно, укрыта снегами, но в тех местах, где рельсы свисают над просевшей насыпью или сооружены переезды через речки, она видна. Также по обе стороны дороги встречаются разрушенные строения: барак бывшего лагерного пункта, вышка, с которой когда-то осуществляли надзор за заключёнными. Об этом подробнее я рассказываю в статьях "От солнца по дороге в никуда ".

Ночью бывшие бараки и вышки ГУЛАГов выглядят устрашающе.
Ночью бывшие бараки и вышки ГУЛАГов выглядят устрашающе.
Мост заброшенной железной дороги, строившейся политзаключёнными.
Мост заброшенной железной дороги, строившейся политзаключёнными.

Качество дорог

Ехать в светлое время удобно ещё и потому, что видны неровности дороги. Местами она проседает, образуя своеобразные горки. Автомобилистам Севера такое знакомо: плиты, покрытые асфальтом, особенно в местах мостиков через речки и ручьи, часто «уходят» вверх или вниз. Самый ровный участок начинается с середины пути от Надыма на Салехард: прикатанная насыпь из щебня, зашлифованная снегом, идёт без «провалов». Кстати, ям нет нигде. 
Отмечу ещё один момент: несмотря на то, что трасса безлюдная, её обслуживание осуществляется на пять с плюсом. Снег чистят, обочины не завалены, дорожные знаки также в хорошем состоянии. Есть возможность остановиться и полюбоваться природой Ямала.

Через десять минут наступит ночь.
Через десять минут наступит ночь.
В мороз получаются просто фантастические снимки.
В мороз получаются просто фантастические снимки.

На широте пурги

Ещё один плюс поездки засветло - возможность сделать много красивых кадров и повстречать стада диких оленей. Такой нетронутой человеком природы на Ямале, конечно, много, но добраться до этих мест крайне нелегко. Здесь же настоящий рай для фотографов, снимающих пейзажи. Нет вышек, столбов, проводов, дорог - ни один элемент привычной индустриальной картины Севера не испортит вам кадр. А какие закаты здесь, за Полярным кругом! Готовьтесь к настоящему представлению в ярких красках, если, конечно, не попадёте в метель. 
Здесь, на широте пурги, много дикой живности, будьте осторожны, чтобы никого не задавить. Дикие олени, например, иногда теряются, оказавшись в непосредственной близости от автомобилей, начинают метаться и могут выскочить на дорогу.

Непуганые олени подходят к машинам. Это фото от yamal1.ru.
Непуганые олени подходят к машинам. Это фото от yamal1.ru.

В общем, путешествие выходит незабываемое! А для любителей экстрима можно отправится в путь на трэколах или "Хищнике" - вот таком вездеходе.

Вездеход "Хищник" - машина медленная, но пройдёт через любые препятствия.
Вездеход "Хищник" - машина медленная, но пройдёт через любые препятствия.

Приезжайте на Ямал! У нас очень красиво!