Найти тему

Поворотный механизм рулевого управления. Что это такое и для чего нужен?

Поворотный механизм рулевого управления (Маятник) – часть конструкции рулевого управления заднеприводными и полноприводными автомобилями. В большинстве современных автомобилей, особенно переднеприводных, применяется рулевой механизм реечного типа, в котором нет промежуточного рычага.

Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ
Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ

Однако, если машина заднеприводная, маятник не обязателен. Наоборот, за последние 15 лет появилась тенденция ухода от использования классической схемы рулевого управления на основе рулевого редуктора с трапециевидно-маятниковым рычагом. В современных заднеприводных автомобилях рейка практически заменила громоздкую и инертную схему с рулевой трапецией. У классической конструкции основное преимущество – надежность.

Что такое маятник?

Маятник выполняет функцию передачи энергии, которая идет по механизму от водителя с помощью рулевого колеса. Вал рулевого колеса вращает ось рулевого механизма, которая передает усилие, приложенное к выходному валу рулевой тяги.

Рулевое управление ВАЗ 2107: 1 — боковая тяга; 2 — сошка; 3 — средняя тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 — правый поворотный кулак; 8 — верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 — правый рычаг поворотного кулака; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 — труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 — верхний вал рулевого управления; 15 — картер рулевого механизма; 16 — промежуточный вал рулевого управления; 17 — облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 — рулевое колесо; 20 — фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 — стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 — лонжерон кузова
Рулевое управление ВАЗ 2107: 1 — боковая тяга; 2 — сошка; 3 — средняя тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 — правый поворотный кулак; 8 — верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 — правый рычаг поворотного кулака; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 — труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 — верхний вал рулевого управления; 15 — картер рулевого механизма; 16 — промежуточный вал рулевого управления; 17 — облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 — рулевое колесо; 20 — фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 — стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 — лонжерон кузова

По сути, конструкция этого узла чем-то похожа на конструкцию коробки передач, если не учитывать, что непосредственно к нему водительское усилие не прикладывается. Как и шестерня, промежуточный рычаг имеет вертикальную ось и рычаг (эта часть называется сошка), который крепится ко второй рулевой тяге со стороны пассажира. Усилие на маятниковом рычаге и рулевой тяге передается на центральную тягу, соединяющую рулевой редуктор и промежуточный рычаг. Получается, что маятниковый рычаг, вторая дополнительная точка поворота рулевой трапеции. С другой стороны, со стороны водителя точкой поворота является рулевой редуктор.

История маятникового рычага

Конструкция поворотного рычага и всей рулевой тяги намного старше рулевой рейки. Подобные механизмы использовались в новаторскую эпоху автомобилей. В наше время рулевое управление активно используется производителями грузовых автомобилей, которые, как правило, имеют привод на заднюю ось и подвеску передней оси на листовых рессорах. Применение рессор в независимой подвеске встречается редко, и грузовики строятся по самой надежной классической схеме.

Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ
Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ

Устройство натяжного рычага

Маятник состоит из литого цилиндрического корпуса с приливами, в которых выполнены отверстия для крепления к кузову транспортного средства или к лонжерону кузова. Иногда, если автомобиль рамный, к раме прикрепляют корпус, как наиболее прочный элемент.

Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ
Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ

В центральной части цилиндра выполнены продольные осевые отверстия. К нижней части оси, продетой через кожух, под углом 90 градусов прикреплен изогнутый рычаг (или сошка), служащий точкой опоры для тяг рулевой трапеции. Ось обеспечивает рычажное движение. Один конец манипулятора прикреплен к нему, второй имеет ограниченную возможность двигаться в ту или иную сторону. Из-за этого ограниченного движения его назвали маятником.

Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ
Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ

Корпус рычага часто делают из чугуна, потому что этот материал менее подвержен истиранию.

Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ
Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ

Если стоит вопрос снижения веса, то чугун заменяют прочным алюминиевым сплавом. Широко известны направляющие рычаги с алюминиевыми корпусами, которые используются в конструкции рулевого управления классических ВАЗ Лада 4х4 и полноприводных, более известных как «Нива».

Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ
Рычаг маятниковый ВАЗ-21213 в сборе на подшипниках ПТИМАШ

Особенности работы маятникового рычага

Из-за функциональной особенности, маятник является уязвимым узлом. Дело в том, что при попадании колеса в яму, через рулевые тяги передается удар, нагрузки которого могут достигать таких кратковременных значений, что ось рычага может прогнуться, а корпус разрушится.

Еще одна особенность маятникового рычага, влияющая на срок его службы, – наличие подвижных, трущихся друг о друга элементов. Для уменьшения трения могут использоваться либо подшипники, либо втулки. Даже если подшипники или втулки не повреждены, постепенно накапливающийся износ приводит к увеличению люфта оси и ухудшению управляемости.

Деформацию оси узла можно определить по неравномерному износу колеса, расположенного со стороны водителя, так как некоторые положения развала-схождения сильно нарушены.

Иномарки, в которых используются направляющие рычаги

Обычно маятник можно встретить в конструкциях полноприводных автомобилей выпуска 70-90-х годов. Хорошим примером может быть, например, Toyota HILUX, Pontiac Trans Am или Jeep Wrangler. Из более современных моделей BMW E39 5 серии.