Найти тему
Бизнес по-умному

Как сформировать антикризисную стратегию для малого бизнеса. Рассказывает эксперт

Даже в разгар кризиса бизнес может избежать убытков и банкротства. Для этого нужны не эмоциональные решения, а продуманная стратегия. Руководитель портфеля продуктов для малого бизнеса «МТС Твой бизнес» Алексей Самило рассказывает про пять шагов, которые помогут малому бизнесу сформировать антикризисную стратегию.

📌 Шаг №1: Выясните, как ведут себя ваши клиенты

В нестабильные времена многие люди отказываются от привычных сервисов и товаров. Например, не покупают кофе с собой и минимизируют поездки в такси. Чтобы понять, будут ли ваши услуги пользоваться спросом среди населения, попробуйте ответить на вопросы:

  • Как кризис ударит по вашим клиентам? Что именно на это повлияет сильнее всего? Чем такие события угрожают вашей ЦА?
  • Ваши услуги или продукты могут закрыть потребности клиентов?
  • В случае отказа насколько серьёзной получится экономия?
  • Отказ будет болезненным или нет? На что конкретно в жизни клиента он способен повлиять?

📌 Шаг №2: Составьте план по снижению части издержек

Для примера возьмём условную кофейню. Постоянные издержки в ней такие:

  • аренда;
  • фиксированная зарплата сотрудников;
  • прочие траты, которые не относятся к количеству проданных стаканов кофе.

Теперь о переменных издержках:

  • бумажные стаканы;
  • кофейные зёрна;
  • сотрудники, которые идут на работу лишь в момент наплыва посетителей.

Как раз на вторую категорию издержек можно повлиять. Соответственно, на них и нужно акцентировать своё внимание. Оптимизируйте:

  • Закупки продукции, которая списывается чаще всего, — к примеру, скоропортящиеся товары.
  • Активности, слабо влияющие на продажи, — например, имиджевую рекламу с плохой эффективностью.

📌 Шаг №3: Сосредоточьтесь на продаже товаров с высокой рентабельностью

Для решения такой задачи существует формула:

Маржинальная прибыль с продаж (сколько от выручки остается после вычета переменных издержек) / выручка с продаж (вся сумма денег, полученных от продаж) х 100% = рентабельность продаж. Чем она выше, тем лучше.

Проведите такие подсчёты для каждой позиции или каждой категории ассортимента. Сфокусируйтесь на верхних 20% по рентабельности, «середина» должна быть оптимизирова, а нижние 20%–50% лучше пока вывести из продаж.

📌 Шаг №4: Определите запас прочности своего бизнеса

На сколько времени бизнес-ресурсов хватит, чтобы полноценно функционировать, пока доходов нет. Чтобы это выяснить, можно воспользоваться формулой:

(финансовые запасы + с дебиторская задолженность) / денежные расходы на день.

Допустим, у вас в наличии 300 000 рублей. Контрагенты должны 100 000 рублей, и вы точно знаете, что эти деньги будут возвращены. Расходы на день составляют 10 000 рублей. Значит, ликвидных активов должно хватить на 40 суток.

Этот параметр нужно скорректировать с учётом дневной маржинальной прибыли. Тогда вы сможете опрелелить, сколько времени компания сможет работать при имеющемся уровне доходов. Например, за сутки вы получаете выручку в 20 000 рублей. При расходах в 10 000 рублей маржинальная прибыль составит 10 000 рублей. Если показатели равны, как в этом примере, значит бизнес работает в ноль.

Модель работы в ноль или в маленький плюс подойдёт при наличии запасов на полгода. Стоит рассмотреть дополнительные инвестиции и варианты расширения при запасе прочности на год. Также в последнем случае можно скооперироваться с игроками, у которых дела тоже не очень.

👨‍💼 Алексей Самило, руководитель портфеля продуктов для малого бизнеса «МТС Твой бизнес»
- Анализ запаса прочности помогает определить, какой сценарий развития бизнеса стоит использовать. Подумайте о заморозке бизнеса, если финансовых активов хватит на 30 дней и меньше.

📌 Шаг №5: Пользуйтесь мерами поддержки бизнеса

Кризис не только в вашей компании, поэтому стоит присмотреться к мерам поддержки бизнеса со стороны государства и различных организаций. Есть несколько неплохих вариантов:

  • кредитные каникулы — для многих предпринимателей такая отсрочка по займам станет серьёзной помощью;
  • льготы, субсидии и другие актуальные меры поддержки от государства.

В непростые времена надёжными помощниками предпринимателей могут стать простые инструменты для бизнеса. Бюджетный таск-менеджер, чат-бот для запуска рекламных кампаний, подписка на ведение бухгалтерии онлайн и другие полезные сервисы для небольших компаний собраны на онлайн-витрине «Твой бизнес».

-2

Узнать больше

Источник: МТС Медиа

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Ещё полезные статьи:

🔴 Как сохранить и повысить лояльность клиентов в 2022 году: шесть важных моментов

🔴 В июне для бизнеса появится новый налоговый режим АУСН: о плюсах и минусах

🔴 Чем Telegram может быть полезен для вашего бизнеса: кратко о главном