VK подписала соглашение о покупке сервисов «Яндекса» — агрегатора новостей «Яндекс.Новости» и платформы «Яндекс.Дзен». Об этом сообщили в пресс-службах обеих компаний.
Как отметили в VK, для совершения сделки сторонам необходимо получить необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая ФАС.
О планах «Яндекса» СМИ сообщали еще в марте. Среди возможных причин – «усложнение доступа к капиталу» и «изменение экономической ситуации».
РБК, ссылаясь на анонимные источники, пишет, что «Яндекс» намерен сконцентрироваться на развитии «поиска, технологий и городских сервисов»: «Яндекс» хочет быть технологичной компанией, а «Дзен» «развивается больше в сторону соцсетей». Кроме того, «Яндекс.Новости», по словам собеседника РБК, вызывают «много критики со всех сторон». Так, например, в 2019 году механизмом формирования главных новостей заинтересовались в Госдуме.
Еще одна причина – желание «Яндекса» дистанцироваться от всего, что может быть политизировано:
«Если «Яндекс» хочет продолжать быть технологической большой компанией, ему придется на чем-то сфокусироваться, на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано», — заявлял 16 марта на встрече с сотрудниками «Яндекс.Дзена» глава сервиса Антон Фролов.
При этом, как отмечает Влад Титов, руководитель Лаборатории Комьюнити, удивительно, что «Яндекс» решил продать и «Дзен»:
«Что касается Дзена, то это один из немногих очень хороших социальных проектов Яндекса, который выстрелил, поэтому удивительно, что они его продают. С другой стороны, я понимаю, что они хотят сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего и больше всего: программные комплексы, автоматизация и так далее».
Если говорить о технической стороне вопроса, то никаких сложностей, по мнению эксперта в сфере цифровой техники и сервисов, журналиста и IT-аналитика Сергея Вильянова, быть не должно:
«Помните, когда были "Яндекс.Деньги", а потом они стали "ЮMoney"? Кто-нибудь это заметил вообще с пользовательской точки зрения? Никто не заметил, как карты работали, так и работают, как кошельки работали, так и работают, как формы сбора денег работали, так и работают. Тут все еще проще».
Вильянов считает, что переход ограничится заменой внутренних сертификатов и брендирования. Однако, неизвестно, что будет с сервисами с точки зрения маркетинговой составляющей:
«Мы же не знаем подробностей сделки и что вообще VK собирается делать с "Дзеном", потому что у них же есть своя платформа "Пульс", аналогичная платформе "Яндекса". Может, они "Пульс" захотят развивать дальше, а "Дзен" грохнут. Тем не менее, судя по внутренним документам, в ближайшие два месяца вообще ничего не изменится».
Что касается последствий для авторов «Яндекс.Дзена» и пользователей «Яндекс.Новостей», то, по словам руководителя контент-части «Дзена» Рината Низамова, платформа продолжает работать в привычном режиме, а после смены владельца продолжит развиваться и дальше. Более того, «Дзен» сохранит свои текущие преимущества – многомиллионную аудиторию пользователей и монетизацию для авторов – и даже в разы их усилит:
«Авторы останутся для нас главной ценностью. Вне зависимости от смены бизнес-группы, команда Дзена будет делать всё, чтобы авторы могли развиваться у нас на платформе, находить у нас новую аудиторию и монетизировать свои труды».
В том, что переход ресурсов «Яндекса» к VK позволит расширить функционал, возможности для монетизации, а также стать более масштабными для пользователей, уверен управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко:
«”Яндекс Новости” будет больше работать не как поисковик, а как СМИ, а “Яндекс Дзен”, вероятно, перерастет в некий аналог соцсети. При этом наверняка расширятся возможности монетизации платформ для пользователей, что увеличит их прибыльность для владельца. И для продавца, и для покупателя эта новость положительная: “Яндекс” получает возможность концентрироваться на технологиях и повышать свою капитализацию, а VK значительно расширяет потенциальную аудиторию».
Однако, ни о каких подробностях сейчас сказать точно нельзя: компании пока не раскрыли подробности сделки. Но нельзя не отметить, что такая сделка крайне важна для российского IT-рынка: «Яндекс.Новости» — это крупнейший агрегатор сообщений от СМИ, посещают который около 10 миллионов пользователей ежедневно. Созданный в 2017 году «Дзен» имеет дневную аудиторию около 22 миллионов человек.
#РепортёрНовости