Какой любимый фильм вспомнился вам прямо сейчас? Наверняка что-то из того, что вы смотрели недавно? А может быть, давно? Это и есть сценарий, по которому вы живете прямо сейчас.
Хотите узнать, чем все закончится в вашей истории и чем сердце успокоится? Смотрите на финал вашего любимого фильма и что происходит с его героями. Только не очаровывайтесь: глядите в глаза фактам. Ведь когда мы смотрим фильм, то невольно попадаем под очарование его персонажей. Но если такой же сценарий разыгрывается в реальной жизни, он нам не нравится, и мы страдаем.
Например, мы сочувствуем героине картины «Москва слезам не верит» и радуемся, когда она наконец воссоединяется с Гошей. Однако девушка, у которой этот фильм считается любимым и давно разобран на цитаты, в реальной жизни живет примерно с таким же «Гошей». Резко реагирующим на любую несправедливость, не бывающим дома по две недели и примерно раз в полгода уходящим в запой. Она звонит в больницы, полицию и морги. Говорит «Сил моих больше нет», но на деле — «Как долго я тебя ждала…»
Каждый раз, когда вам очень нравится фильм, попробуйте поместить его в свою жизнь. И вы увидите, что этот сценарий может сделать вам больно
О жизненных сценариях в свое время много писал основатель транзактного анализа Эрик Берн. Позже — его последователи, которые говорили о том, что если мы не проживаем родительский сценарий, то ищем образцы в социально одобряемых сценариях вовне — в том числе в кинематографе.
Все ли фильмы влияют на наш путь? Конечно нет. Только те, что нам нравятся. Только те, что мы пересматриваем по несколько раз. Или те, которые прочно засели в памяти, даже несмотря на то, что не понравились.
Рассмотрим несколько примеров. Женщина чуть старше сорока лет мечтает выйти замуж, но ничего не получается. Позади — опыт травмирующих отношений, когда ее обкрадывали любимые мужчины. Когда я спрашиваю ее о любимом фильме об отношениях, она почти с гордостью произносит: «Титаник», конечно!» В котором мы и находим сценарий всех ее взаимоотношений.
В фильме «Титаник» главный герой — игрок, без определенного места жительства, манипулятор, обманщик и вор. Все это он делает в фильме на наших глазах, но большинство женщин находят это милым, ведь делает он это ради любимой: «Ну и что такого? Подумаешь, украл пальто, пробегая мимо». Хорошо. А если это ваше пальто? Или пальто вашего друга? И сделал это соседский мальчишка — просто походя и с прекрасным внутренним мотивом, типа возвращения возлюбленной? Будет ли вам дело до этого, если украдена ваша ценность? В реальной жизни за такие поступки можно сесть в тюрьму или того хуже.
Предположим, вы не против того, чтобы ваш партнер отлично блефовал, воровал и врал. Но попробуйте представить, какое совместное будущее ждало бы наших героев? Кроме, разумеется, прекрасного секса. Стал бы он заботиться о семье? Купил бы дом и превратился в примерного семьянина? Или по-прежнему проигрывал бы все деньги, блефовал и врал? «Боже, этот сценарий именно так и работает! — восклицает моя клиентка. — Все мои мужчины были игроками. А один из них, игрок на бирже, в итоге обокрал меня на несколько миллионов».
И мы проживаем эти сценарии, не задумываясь. Смотрим любимые фильмы, очаровываемся героями
Однако, стоит нам попасть внутрь них, они перестают нам нравиться. И даже несмотря на это мы снова и снова стремимся попасть в тот же сценарий — потому что он нравится нам в виде фильма.
Фильмы, которые не про нас, мы даже не замечаем. Они не оставляют следа в психике. Например, фильм «Дюна» пропустят одни, но другим он может понравиться. Тем, кто проходит период взросления, инициации или сепарации — как со стороны ребенка, так и со стороны матери. Или тем, кто живет в тотальном подчинении.
Конечно, любимый фильм — это не приговор. Это всего лишь диагностика того, куда вы идете на подсознательном уровне
На сознательном вы можете быть директором завода и знать, чего хотите от жизни, а на подсознательном — искать «Гошу», который бы приходил без спроса в ваш дом.
Каким же должен быть фильм, чтобы жизненный сценарий был нормальным? Пожалуй, таким: скучным, занудным, который хочется бросить смотреть с первой секунды. В котором не было бы драмы, трагедии и сверхобаятельных лгунов. Но зато были бы вполне обычные герои — порядочные и любящие друг друга люди, делающие хорошую карьеру без подлости и не наживая врагов. Встречали таких?
Попробуйте поместить себя в обстоятельства фильма, но не слепо очаровываясь обаянием главных героев, а представляя, каково жить внутри такого сценария:
- «Москва слезам не верит»
- «Титаник»
- «Красотка»
- «Служебный роман»
- «Любовь и голуби»
- «1+1»
- «Гарри Поттер» (все части)
- «Мы — Миллеры»
- «ВАЛЛ-И»
- «Истинные ценности»
- «12 стульев»
- «Бэтмен» (все части)
- «Вечный зов»
- «Реальная любовь»
- «Девчата»