Много написано о страсти императрицы Елизаветы Петровны к нарядам и развлечениям. Я и сама не раз затрагивала эту тему. Всё, всё было к её услугам. Великолепные платья, веера, драгоценности. Самое модное, самое новое, самое лучшее. Красивая в молодости, статная и эффектная в зрелости, Елизавета блистала столько, сколько могла! Однако всему приходит конец... Мы все стареем, и императрицы - не исключение.
Сколько лет монарху не так уж и важно. Но ведь Елизавета Петровна была, прежде всего, женщиной - да-да, всю жизнь женщина брала в ней вверх над императрицей. Дипломат Фавье писал в ту пору, когда ей было пятьдесят: «Елизавета все ещё сохраняет страсть к нарядам и с каждым днём становится в отношении их все требовательнее и прихотливей. Никогда женщина не примирялась труднее с потерей молодости и красоты. Нередко, потратив много времени на туалет, она начинает сердиться на зеркало, приказывает снова снять с себя головной и другие уборы, отменяет предстоявшие театральные зрелища или ужин и запирается у себя, где отказывается кого бы то ни было видеть».
У кого-то подобная сцена вызовет ироническую улыбку, а кто-то и посочувствует и ей, и её окружению: в победе женщины над императрицей в натуре Елизаветы Петровны была и оборотная сторона. И тем, кто был непосредственно рядом с ней, приходилось нелегко.
Императрица ушла из жизни всего лишь в пятьдесят два. От природы крепкий организм не выдержал бурного образа жизни, который она вела.
И в последний путь Елизавета отправилась в таком же роскошном наряде, как тот, в котором она восходила на трон. Великая княгиня Екатерина Алексеевна (пройдёт совсем немного времени, и она сама займёт трон) писала: «В гробу Государыня лежала одета в серебреной гласетовой робе, с кружевными рукавами, имея на голове императорскую золотую большую корону". Серебряный глазет - то есть парча, и кружевные рукава... Это самое роскошное платье той поры, парадная роба - в таких короновались, появлялись на торжественных церемониях.. И уходили в последний путь.
И сами похороны поражали роскошью. Тронный зал был весь - и стены, и пол, и потолок - укрыт чёрной тканью. И только у дальней от входа стены, на возвышении, покрытом красным бархатом, стоял амвон, покрытый золотым штофом. Под золотым с серебряной отделкой балдахином стоял гроб, обитый серебряной парчой. А в головах висела императорская мантия, золотая с серебром, подбитая горностаем. Аллегорические фигуры, картины, великолепные траурные процессии, всё то, чем были заполнены "печальные дни" - это было последним праздником "весёлой Елисает".
Благочестивейшая Самодержавнейшая Великая Государыня Елизавета Петровна ушла с таким же блеском, как и жила.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory