Наверное, действительно надо быть Андреем Тарковским, чтобы практически в каждом своём проекте снимать непостижимо высокого, актёра с заметным мягким южно-русским говором, Николая Гринько. Можно пересмотреть десятки его картин, но лишь у всё того же Андрея Арсеньевича да ещё и в роли Папы Карло этому приятному мужчине доверили озвучивать своего героя родным от природы голосом. Правда, в "Солярисе" этого так же не случилось, но по несколько иной причине.
Лично мне Николай Гринько близок лишь в двух кинопроекциях. Первая, это его малоизвестная роль американского солдата в военной картине 1961 года "Мир входящему". Кстати, на Венецианском фестивале отчего-то решили, что эту экстравагантную работу всенепременно исполнил малоизвестный голливудский актёр и вручили странный "приз за рекламу машины фирмы „Студебеккер“, к которой прилагался и сам автомобиль.
Ну, а вторая ипостась этого украинского артиста понравилась, конечно же, в фильме "Приключения Буратино", где на фоне эпатажного Карабаса и "употребляющего" Джузеппе, добросердечный Папа Карло выглядит более чем, достойно.
Говорят, что Тарковский, находясь рядом с умиротворяющим Гринько, как-то сразу успокаивался и переставал рефлексировать. Да и то, правда, даже в "заповедном" "Сталкере" его герой перманентно спокоен и рассудителен. Просмотрев бесконечную фильмографию такого популярнейшего у режиссёров актёра, можно только удивляться его безумной востребованности.
Лично я не понимаю – в чём феномен этого высокого, просто приятного дядьки, чтобы к нему были столь благосклонны создатели серьёзного кино. В передаче, посвящённой творчеству Николая Гринько, артиста не перестают хвалить, попутно восхищаясь его природным даром. Видимо, я чего-то не понимаю, раз так и не смог разглядеть незаурядного актёрского таланта у этого, не слишком складного, человека. Ну, не дано мне, - заранее простите!
Вот, вновь и вновь вглядываешься в многочисленные названия сыгранных им картин и поражаешься тому, что в отличие от большинства знаменитых актёров, половина из этих работ знакома советскому зрителю. Здесь есть всё – начиная с масштабных "Войны и мира" и неоднозначных "Опасных гастролей", до напевного "Романса о влюблённых" и ужасающей "Скворца и Лиры". И это всё без фильмов Тарковского. А как его мучил неуёмный Алексей Герман, добивавшейся от артиста полного отчаяния в эпизоде с уходящим поездом. А вот расторопный Всеволод Шиловский в комедии "Миллион в брачной корзине" легко уговорил пластичного Гринько замысловато "трижды" переплести ноги, что реально мало кому дано. Здесь Николай Григорьевич крайне эксцентричен, но вот сам фильм, лично у меня, оставил двойственное впечатление.
В принципе, артисту повезло, он "ушёл" 10 апреля 1989, "успев" до развала СССР, снявшись за год до этого сразу в двух картинах. Хорошая жизнь, отменная востребованность, чего ещё желать хорошему человеку в том, достойном кино.