Найти тему
Владимир Борисович

Небезоблачное будущее (2).

Есть у меня товарищ с юности моей далекой. Сейчас один из руководителей небольшой рыбодобывающей компании. А так как я как-то в последнее время, всё больше думая чем можно заниматься в непростом будущем, решил для себя, что если наступит "совсем плохо", то пойду рыбообработчиком. Благо, находимся на краю Земли, море рядом, производство пищевое и , как ни крути, - война войной, а обед по расписанию. В-общем, пшеница у нас не растёт, а рыба есть. Рыбаки её ловят, но нужны люди, которые будут эту рыбу калибровать, потрошить, шкерить, филетировать - короче, приводить к товарному виду.

Встретился с товарищем. Поговорили. Ситуация в отрасли оказывается далеко небезоблачная. Наши суда и раньше-то не особо любили заходить к нам в порт - портовые и таможенные сборы, проверки чекистов, ветеринаров, бумажная волокита, мздоимство проверяющих. Суда перед разгрузкой на рейде могли стоять и неделю. Причём экипажу не берег высадится не было никакой возможности. Т.е. рыбак не был дома месяц-два, зашёл он в Кольский залив, стоит на рейде, видит визуально свой дом (полгорода просматривается с залива), а попасть домой неделю не может. Затем быстро-быстро разгрузка, заправка топливом, мелкий ремонт за один-два дня и, если нет смены экипажа, уходит в море. И особенно, конечно, в данной ситуации "умиляет" таможенный сбор на рыбу, которая была поймана в российских территориальных водах и которую привезло в российский порт российское же судно.

Так вот, для чего я это всё рассказываю. Уже давненько приноровились наши судовладельцы продавать рыбу норвежцам. А что? Удобно. Киркенес рядом. 200 км. Рыбу сдал. Кэш получил. Судно заправили. Необходимым провиантом снабдили. И в путь. На всё-про-всё один день. Конечно, норвежцы эту рыбу переработают и нам же втридорога и поставят (поставляли), но кому из властьпридержащих это интересно? Но в родной порт судам заходить всё же требовалось для среднего и капитального ремонта. До тех пор пока предприимчивые судовладельцы не придумали как решить эту проблему. Всё же гениальное просто. Вот они ПРОСТО взяли и построили несколько судоремонтных заводов в северной Норвегии. Правительство Норвегии, конечно же, было не против. Даже выдавались кредиты под такое дело. И "мёртвый" север Норвегии ожил, а судоремонтный завод, на котором работал мой отец, был снесён подчистую. Ни станков, ни оборудования, ни металлических ферм, ни крыши, ни стен. Пустырь. И всё это было уже не при алкаше, а при "отце народов". А сейчас ситуация поменялась - теперь в порты к буржуям зайти нельзя. И корабли потянулись в родные пенаты. Только вот беда-то в том, судов нашего производства мизерное количество. Да, и на тех, как правило, импортное оборудование. Как теперь ремонтировать эти суда у нас, если у нас не осталось той советской ремонтной базы, практически уже не осталось инженеров и работяг-специалистов? Никто пока не знает. Ищут запчасти у китайцев, но китайцы задирают цены выше цен оригиналов. Какое там качество этих запчастей судить трудно. Про ледокол Арктику (который новый) я же рассказывал. Вот и имеем то, что имеем.

В-итоге, рыба пока есть. Суда пока ходят и рыбу везут. Соответственно, рыбопереработка пока не встала. Значит, рабочие места пока есть. Что будет дальше - посмотрим.