Как самостоятельно определить необходимость техобслуживания автомобиля.
Здравствуйте, дорогие читатели!
В предшествующей статье «О периодах техобслуживания автомобиля во времени» автором были рассмотрены требования по плановому техобслуживанию (ТО) автомобилей (а/м), изложенные в фирменной книжке «Обслуживание автомобиля РЕНО» («Логан», «Сандеро», «Дастер»).
При этом были высказаны соображения о том, что полезно периодически оценивать качество расходных материалов и заменять их при необходимости. Особенно это касается случаев, когда срок замены по времени истек значительно раньше, чем а/м прошел указанный плановый километраж.
Конкретно имеются в виду следующие позиции:
1). Масло моторное, фильтр масляный, фильтр воздушный ……………… 15 тыс. км / 1 год.
2). Свечи зажигания ……………… 30 тыс. км.
3). Ремень привода ГРМ и ролики, ремень привода дополнительного оборудования и ролики ……………….. 60 тыс. км / 4 года.
4). Охлаждающая жидкость, тормозная жидкость ………………. 90 тыс. км / 3 года.
Итак:
1. Масло моторное и фильтр масляный следует менять одновременно через каждые 15 тыс. км в нормальных условиях. Если условия эксплуатации а/м тяжелые, то данную процедуру следует делать чаще, ориентируясь на степень загрязнения (изменение цвета) масла. Отработанное масло имеет темный цвет.
Воздушный фильтр следует однозначно менять через каждые 15 тыс. км. Если а/м пребывает в гараже без пробега, то каждый год менять фильтр нет смысла.
2. По мнению автора свечи зажигания целесообразно заменять через 60 тыс. км. При слабой искре зажигания а/м начинает поддергиваться в движении. Даже если одна из свеч выйдет из строя полностью, то обычно ничего катастрофического не случается. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) потеряет мощность и начнет «троить» (работать неритмично). Однако в этом случае все свечи зажигания надо менять достаточно быстро, поскольку возрастает нагрузка на катушку зажигания. При замене важно, чтобы грязь не попала в отверстие из-под свечи.
3. Ремень привода ГРМ (газораспределительного механизма) и ремень привода дополнительного оборудования (ДО), а также соответствующие ролики строго однозначно следует заменять через каждые 60 тыс. км. Однако по прошествии 4 лет эксплуатации а/м (если плановый километраж не набран) очень полезно визуально оценить их качество. До ремня привода ГРМ добраться достаточно трудно, а вот идентичный ремень привода ДО рассмотреть обычно удается. И при малейшем сомнении в качестве одного из ремней следует произвести их полную замену вместе с соответствующими роликами. Если ремень привода ГРМ оборвется при движении а/м, то потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт ДВС.
4. Охлаждающую и тормозную жидкости следует однозначно заменять через каждые 90 тыс. км. Однако по прошествии 3…5 лет эксплуатации а/м (если плановый километраж не набран) очень полезно оценить их качество.
А). Охлаждающая жидкость (ОЖ). На панели приборов каждого а/м имеется дисплей, позволяющий контролировать тепловой режим ДВС. Если двигатель быстро перегревается, то необходимо проверить в первую очередь качество ОЖ. Для этой цели существуют недорогие оптические приборы – рефрактометры.
При отсутствии данного прибора качество ОЖ можно оценить визуально, взяв пробу из бачка посредством медицинского шприца (при этом попадание грязи в бачок недопустимо). Помутнение, осадок, изменение цвета – являются признаком плохого качества ОЖ. Дополнительным критерием плохого качества будет наличие запаха аммиака, если каплю ОЖ довести до кипения.
Б). Тормозная жидкость (ТЖ) также может быть проверена на качество (прозрачность) визуально посредством медицинского шприца. Но лучше проверить ТЖ примитивным электрическим тестером (с батарейкой 1,5 В), который при наличии влаги в ТЖ более 4% включит светодиод, сигналящий о необходимости замены ТЖ.
При отсутствии специального тестера можно воспользоваться обычным вольтметром (авометром). Для этого «+» вольтметра подсоединятся к соответствующей клемме автомобильного аккумулятора, а «-» вольтметра погружается в ТЖ (при этом попадание грязи в бачок недопустимо). Если показания вольтметра будут более +3…+4 В (свидетельствует о хорошей проводимости жидкости), то ТЖ подлежит замене.
Очевидно, что мнение автора по изложенному вопросу не совпадет с мнением сервисменов из СТО (станции технического обслуживания), но наши интересы и опыт не обязательно должны совпадать.
С уважением,
Системщик.