Наверное, всем людям, даже далеким от кино, известно, что каждая сцена, перед тем, как попасть в кино, снимается несколько раз. Известны случаи, когда снималось по двадцать и больше дублей одной и той же сцены. Режиссеры пытаются довести каждый момент будущего фильма до совершенства.
А актеры, подневольные по сути люди, каждый раз терпеливо слушают наставления режиссера и ждут очередной взмах «хлопушкой».
Но бывают случаи, когда актеры отходят от текста своей роли и выдают прямо в кадре какую-то «отсебятину», которой явно не было в сценарии.
И вот, просматривая за монтажным столом отснятый материал, режиссер с удивлением обнаруживает, что вот эта самая «отсебятина» гораздо лучше всего того, чтобы снято во время многочисленных дублей, что самодеятельность актера внесла в характер персонажа новый штрих, или слегка разрядила сцену, или…
В общем, все получилось очень удачно, «надо брать»!
Через много лет после съемок актеры с удовольствием делятся этими моментами импровизации и своего рода озарения.
Так что у нас есть возможность узнать, что было задумано, а что — удачная случайность.
И сегодня я хочу поговорить об импровизации актеров в некоторых известных советских фильмах.
1. Конечно, первым идет классика советского телевидения - «Ирония судьбы или с легким паром!».
Фильм давно разобран на цитаты и даже те, кто не очень любят этот фильм, нет-нет, да и скажут:
Эта фраза «легла» на ситуацию, в которой оказался Ипполит, как родная. А ведь ее как раз и не было в сценарии.
Сцену снимали в павильоне на студии, воды горячей там не было. И актер Юрий Яковлев все дубли стал под холодной водой — да, тяжело, ну, а что делать-то.
И тут, внезапно… Догадались? Пошла теплая вода. Ипполит, как и Юрий Яковлев, не смог не отреагировать на такое радостное событие.
И именно этот «счастливый» дубль вошел в фильм.
Известна еще одна импровизация в этом фильме — про заливную рыбу.
Как рассказывал когда-то Андрей Мягков, рыба на самом деле когда-то была вкусной, но с тех пор просто успела испортиться.
2. Еще один фильм Эльдара Рязанова - «Служебный роман».
В нем есть момент, где герой Мягкова тащит невероятно тяжелую, судя по всему, скульптуру лошади. Потом он ставит ее на стол, а стол возьми да и развались.
На этот раз импровизатором выступил стол, который на самом деле развалился под тяжестью лошади, этого момента в самом сценарии не было. Актеры столу «подыграли», так эта сцена и вошла в фильм.
Кстати, эта лошадь своего рода долгожитель в кино — она еще в 1969 году снялась в фильме «Бриллиантовая рука».
3. Кстати, о «Бриллиантовой руке». На этом фильме, судя по рассказам очевидцев, актеры знатно «оторвались» именно в импровизациях.
Но остановимся на самой «острой».
- Идыёт!
Этого слова точно не было в сценарии. И сказал его не Лёлик, а сам Анатолий Папанов, который нырял в воду раз за разом. А тут вдруг он вдруг слышит, что оператор испортил очередной дубль.
Ну, и отреагировал, как смог.
4. «Калина красная».
Здесь хочу рассказать не об актерской импровизации, а о случайности. Но именно она и позволила «разрядить» сцену.
На съемках актер Алексей Ванин, который играл Петра, упал в воду, случайно подскользнувшись на мокром мостике. Василий Шукшин. Исполнитель роли Егора, еще и подыграл:
- Эй, куда он?
Этот дубль и вошел в окончательный вариант фильма.
5. «Кавказская пленница».
В фильмах Леонида Гайдая всегда было много импровизации. Он был из тех актеров, который поощрял актеров к активному участию в съемках сцен и только приветствовал некоторый отход от сценария.
Так родилась фраза:
Чей туфля? А, моё. Спасибо.
Которая полностью принадлежит перу, если можно так сказать, Георгия Вицина.
Вот такими любопытными находками из истории съемок всеми любимых фильмов я хотел с вами поделиться.
А вам нравится читать про закулисные истории о съемках фильмов?