Предшественниками юродивых были еще ветхозаветные пророки. Исайя ходил нагим и босым, Иезекииль ел хлеб, замешанный на коровьем помете, Иеремия носил на шее ярмо. Так пророки предупреждали соплеменников о будущих испытаниях или призывали их к покаянию. И многие из них были гонимы, страдали за правду, а пророк Иеремия даже был брошен в тюрьму как предатель родины. Среди христианских подвижников юродивые впервые появились в Византии. Но на русской почве юродство особенно расцвело. Золотым веком этих святых стало 16-е столетие, которое даже будут называть «абсолютизмом, смягченным юродством». Как раз на эту эпоху пришелся расцвет русской религиозности, когда спасение души стало доминантой жизни для многих.
Диалог блаженного с царем, причем публичный, - знаменитая сцена в «Борисе Годунове» у Пушкина. Николка больше всего похож на Ивана Московского, младшего современника Василия Блаженного. Сведения из его жития Пушкин специально собирал для создания исторически достоверного образа. Москвичам святой запомнился прежде всего своим огромным колпаком. В Покровском соборе, филиале Государственного Исторического музея, и сегодня можно увидеть вериги, которые носили московские подвижники. Это цепи, которые надевались на тело, и венец, который надевался на голову. Он весит около 5 килограммов. Известно, что Иван Блаженный носил как раз такой венец, а поверх него - суконную шапку. Горожане его так и называли - Иван Большой колпак.
Из всех юродивых Василий Блаженный был самым приближенным ко двору, был вхож в царские палаты. Однажды Иван Грозный пригласил Василия Блаженного на пир и лично преподнес ему чашу с вином. Но Василий тут же вылил ее прямо за окно. Царь возмутился, но снова поднёс гостю вина. Тот опять вылил и вторую, а потом и третью чашу. Разгневанному царю святой пояснил, что таким образом он тушит пожар, который в этот час разгорелся в Новгороде. Иван Грозный не поверил и сразу же послал туда гонца. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно был великий пожар, и новгородцы видели на улицах города обнажённого водоноса, который заливал огонь.
Присутствие Василия Блаженного на богослужении в Успенском соборе Кремля, где собиралась московская элита, тоже никого не удивляло. Именно там однажды он в очередной раз показал свою прозорливость самому Ивану Грозному. Как-то после Литургии Василий Блаженный высказал царю, что на этой службе в храме были всего три человека – митрополит, царица и сам юродивый. Имелось в виду, что сам Иван Грозный и его бояре мыслями были не в молитве, а где-то далеко. Василий даже уточнил, что царь в своих мечтах перенесся на Воробьевы горы, где представлял себе новый роскошный дворец. Сама возможность такого разговора – уличного оборванца с Иваном Грозным – говорит об особом статусе юродивых в тогдашнем обществе. Они становились неофициальными «народными депутатами», своего рода «полпредами» простолюдинов в Кремле, которые могли донести до царя их вопросы, недоумения и пожелания.
Из книги "День Ангела. Рассказы о святых":