Найти тему
Глаза б смотрели!

«Дыша духами и туманами»

«Если посмотреть налево, ты увидишь парфюмерный магазин, где непременно должна попробовать духи под названием «Papillons Extreme». Мне всегда казалось, что они тебе подойдут…»

Джоджо Мойес, «До встречи с тобой»

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Весна, пора цветения и благоухания! Мы намучились в неуклюжей тёплой одежде, настрадались от сезонных насморков: наконец-то рады вздохнуть полной грудью и дышать, пардон, в полный нос.

Поговорим, почему запахи нас будоражат, отталкивают или привлекают. И есть ли на свете композиция, о которой мечтал парфюмерный маньяк Гренуй из романа Патрика Зюскинда – аромат истинной красоты...

«Ничто не вечно»

Начнём с конца – буквально. С угасания, тлена и смерти. Обойти тему стороной не можем, поскольку есть любопытные факты, а кроме того, к финалу статьи обещаем поднять настроение.

Наверняка все слышали фразу «запах смерти» - обычно в страшном фильме с жертвами. Главный герой якобы «слышит запах смерти» - и наверняка вас корёжило от пафоса. Такое простительно только в «Интервью с вампиром» - и только Брэду Питту, который в ту пору был длинноволосым красавчиком. И неудивительно, что почуял тлен – он ведь гулял вдоль заброшенных домов и кладбищ, где живился его заклятый друг Луи...

Тем не менее, запах смерти существует, и речь не о физиологической стороне процессов распада – там любой бы почуял. Мы говорим об особом запахе, который предшествует кончине. Говорят, его улавливают животные: беспокоятся, грустят, словно прощаясь, или плачут-воют. У некоторых людей есть такая же способность – слышать запах грядущей трагедии. Так что в детективах не врали.

Феномен заинтересовал учёных: после обстоятельных экспериментов они подтвердили – да, запах смерти существует. Когда-то наши древние предки обладали особым обонятельным рецептором, который его различал. Он запускал мгновенную реакцию – «бей или беги». Итак, запомните два названия – путресцин и кадаверин. Именно эти вещества выделяются при завершении всех физиологических процессов. И именно на них мы реагируем беспокойством или агрессией – «бей или беги».

Но дело в том, что путресцин и кадаверин могут заявиться и досрочно – за полгода-год до смерти. Есть версия, что организм способен предчувствовать свою гибель, и стартует «программа самоликвидации». Так что внезапная авария, скорее всего, не столь уж внезапная – инстинкт самосохранения заранее отключился. Или скоротечная болезнь, казавшаяся сначала несерьёзной, на самом деле логичный финал истории.

Но позвольте внести неоднозначное откровение. Наверняка вы знаете культовый (в своё время) парфюм «Happy» - «Счастье». Его создал талантливый парфюмер Родриго Флорес-Ру, как и многие другие незабываемые ароматы. Итак, цитируем Родриго: «Я неравнодушен к фекальным запахам – как парфюмер. Очень интересно использовать молекулы, которые на самом деле означают конец жизни или пищеварения, потому что они напоминают нам о жизни. Вещи, которые вы называете индолом, несомненно присутствуют в шлаках организма, но так же и в материнском молоке – это распад и новая жизнь одновременно. Этот запах многие находят отталкивающим, но я всегда использую его, чтобы напомнить о жизни и смерти. Все считают, что духи должны пахнуть чистотой, но я так не думаю. Грязная сторона ароматов делает их более человечными и естественными…»

К слову, сразу же после смерти от тела исходит запах свежескошенной травы – последняя дань буйству жизни, ведь этот аромат называют одним из самых красивых.

«Так пахнет безумие»

Психика и физиология человека тесно связана, и любое нарушение одной системы сказывается на другой – как известно, «в здоровом теле здоровый дух». В нашем контексте слово «дух» означает не только душу, но и естественный запах. Потому что психиатры утверждают: у безумия есть свой «аромат».

Эта мысль звучит в книге Марины Степновой «Где-то под Гроссето»: сотрудница клиники обладает даром слышать запах безумия и не пускает на приём пациентов с такими симптомами. Однажды её не оказывается на месте, и это в дальнейшем приводит к трагедии…

Надо отдать должное автору: Марина Степнова обладает не только литературным талантом, но и обширными познаниями в области медицины – сказывается династийность и личное призвание… Так есть ли у душевных заболеваний запах?

Ответ однозначный – да. Во-первых, чаще всего это запах немытого тела: при психических расстройствах люди испытывают что-то сродни водобоязни – не любят водные процедуры и подолгу не меняют одежду. Неряшливость становится своеобразной визитной карточкой. Недаром врач начинает приём с внешнего осмотра: если пациент выглядит неаккуратно, шансы на печальный диагноз возрастают…

Однако нечистоплотность в ответе, так сказать, за фоновый запах. Если специально долго не купаться и не переодеваться, каждый будет источать то ещё «амбре», но опытный психиатр не разглядит в нём «своего клиента». У настоящей психиатрии фирменный аромат – запах кисловатого пота.

Изучение феномена длится уже больше века, и успели накопиться данные: патологии, объединённые диагнозом «шизофрения», обладают схожими изменениями - в биохимии организма, в структуре нервной ткани, в соотношении гормонов и нейромедиаторов. А значит, и запах у таких людей неизбежно будет особым. Приметили также, что поисковые собаки безошибочно выделяют пациента с шизофренией среди группы людей.

Возможно, в перспективе дело будет поставлено на поток, и выявление душевнобольных станет «собачьей работой»: лучше всех в этом себя зарекомендовали померанские и вольфшпицы. И это действительно важная задача, ведь официальная статистика душевных заболеваний очень сильно отстаёт от реальной картины. А шизофрения является одним из самых опасных, поскольку поведение шизофреника непредсказуемо, но чаще всего агрессивно – так им велит звучащий в голове голос.

«Аромат любви манит свежим яблоком…»

Чем пахнет счастье, любовь, нежность? В ответах можно утонуть, и все они в точку: розами, ландышами, сиренью, яблоком из родительского сада, детской присыпкой, бабушкиным пирогом, любимым человеком. Здесь у нас царство ассоциаций: аромат, который мы слышали в моменты острейшего счастья, фиксируется в памяти как тот самый, заветный.

А теперь любопытный факт: учёные доказали, что счастье «заразно». Искрящийся радостью человек передаёт свою ауру и настроение – через пот. Окружающие вдыхают его и тоже веселеют: в психологии это называется «поведенческой синхронизация».

Учёные попытались разложить «веселящую субстанцию» на молекулы, но объяснить механизм действия не смогли – не хватает какой-то магии. Парфюмеры тоже искали рецептуру счастливых духов, и не были в этом деле новаторами. Ещё древние греки использовали эфирные масла для тех же целей. Лучше всего себя зарекомендовали иланг-иланг, герань и розмарин: если нанести комбинацию на кожу, женщина даже кажется избраннику моложе – это ли не счастье?!

А в Японии и Китае до сих пор в ходу что-то вроде ароматического ритуала перед любовным свиданием. Сначала стелют постельное бельё с особой отдушкой, далее ванна с эфирными маслами, затем чайная церемония в благоухающей атмосфере и лишь потом… Счастье для двоих, скажем так.

Наконец вернёмся к началу. Мы привели цитату из известного романа Дж.Мойес «До встречи с тобой». Главная героиня отличалась бьющей через край жизнерадостностью, оттого и получила рекомендацию – духи «Охота на бабочек». Они и впрямь запредельно оптимистичные: всего капля – и вы в залитом солнцем саду, среди буйства цветов и разноцветных мотыльков… Их создательница, легендарный «нос» Анн Флипо раскрыла секрет: «В основе пирамиды «Бабочек» - мой любимый флердоранж. Да, это очень непростой материал. Но когда помещаешь его формулу в окружении других ингредиентов, он как будто освещает композицию изнутри — в нём столько жизни! Флердоранж — лучшее парфюмерное выражение женственности. Сильная вещь».

Ей вторит «носатая» коллега Натали Лорсон: «Счастье пахнет цветами апельсинового дерева. И немножко свежим хлебом».

К мнению присоединяются мужчины, уже упомянутый Родриго Флорес-Ру: «Счастье для меня это дружба. А дружба пахнет цитрусовыми – лимон, апельсин, бергамот, лайм. А любовь пахнет цветами – много-много цветов».

Запахи пробуждают эмоциональную память, это называется «эффектом Пруста»: писатель навещал матушку, потчевался её печеньем и вспоминал детство. Не сосчитать, сколько писателей прошли тем же путём - запахи вели в прошлое, в детство, счастливые и не очень времена…

Это значит, что у каждого есть своя «Охота на бабочек», свой личный билет на солнечный луг с порхающими живыми цветами. Нужно лишь вспомнить, от чего радостно замирало сердце, и какой витал аромат.