Все мы сталкиваемся с такого рода общением, которое можно назвать провокационным — например, общаясь с начальством, друзьями, родными, коллегами или незнакомцами в том же интернете.
Какими бывают провокационные вопросы и как на них правильно реагировать? В книге «На линии огня. Искусство отвечать на провокационные вопросы» её автор Сергей Кузин делит их на три категории и даёт практические рекомендации, как действовать в конкретных ситуациях.
Первая категория — «зелёные» вопросы.
Их задают не с целью спровоцировать, а чаще всего из-за недостатка информации. Например: «Сколько ваш проект потребует первоначальных инвестиций?». Если отвечать на них не с агрессией или обидой, а просто, кратко и честно, то они не приведут к конфликту.
Вторая категория — «жёлтые» вопросы.
Их задают, чтобы выразить своё мнение либо выплеснуть эмоции. Например: «Я в недоумении от вашего бизнес-плана. Вы уверены, что не переоценили объём необходимых инвестиций?».
У задающих подобные вопросы нет задачи вывести собеседника из себя, но всё будет зависеть от реакции отвечающего. В этой ситуации нужно ссылаться на цифры и факты, сохраняя спокойствие, доброжелательность и конструктивный подход.
Третья категория — «красные» вопросы.
Те самые настоящие провокационные вопросы, целью которых является лишить человека самообладания. Например: «Скажите откровенно: сколько денег, инвестированных в этот проект, вы собираетесь присвоить себе?».
Содержательный ответ на подобный вопрос получится дать лишь в том случае, если в самом вопросе можно будет найти рациональное зерно. Если же нет — лучше «сохранить лицо», уйдя от ответа. Например, отшутиться.
« — Как вы можете оценивать живопись, если вы не написали ни одной картины в своей жизни?!
— Что верно, то верно! Однако я могу высказать своё мнение об омлете, хотя не снёс в своей жизни ни одного яйца»
Бернард Шоу
А как вы обычно реагируете на вопросы, которые считаете провокационными?
Сергей Кузин «На линии огня. Искусство отвечать на провокационные вопросы»
#психология #самопознание #саморазвитие #искусство общения