С 2014 года министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики возглавляет Мухадин Кумахов. Самое примечательное, что министр успешно совмещает сановную деятельность и сцену. Он актер по образованию, за его плечами Высшее театральное училище имени Б. Щукина, специальность «актер театра, кино и эстрады». У нас, кажется, только прославленный Юрий Соломин сочетал подмостки с высоким креслом, и то не очень долго.
В репертуаре Мухадина Лялушевича сегодня пять спектаклей, которые, бесспорно, требуют огромных энергетических затрат и времени. Однако мой разговор с Мухадином Кумаховым больше касался чиновничьих проблем, а не артистических.
– Мухадин Лялушевич, в этом году республика отмечает юбилей – 100-летие со дня образования. Как театры готовятся к знаменательной дате? Известно, что Дни республики будут праздноваться даже в Москве.
– Начнем с того, что Кабардино-Балкария, хотя и в центре Кавказа, республика мусульманская, есть какие-то свои нерушимые многовековые законы и правила. Но это никак не влияет на развитие театра и того же классического балета, представленных у нас в достойном качестве. Если говорить о театрах, то в республике их пять: Кабардинский государственный драматический театр имени А. Шогенцукова, существующий с 1937 года, Государственный музыкальный театр, Русский драматический театр имени М. Горького, Республиканский театр кукол, Балкарский государственный драматический театр имени К. Кулиева. Все они великолепно отремонтированы и оснащены технически. Плюсом идут гранты главы республики на каждый коллектив по 500 тысяч рублей. Понимаете, когда речь ведем о великолепном содержании, то, естественно, имею в виду возможности провинции, так как бюджеты театров московских и из Нальчика, естественно, несравнимы. Помимо этого, 669 человек получают различные премии и стипендии главы республики. Еще оказывается серьезная поддержка и творческим союзам. Я знаю точно, что ни в одном регионе нет такого финансового поощрения и помощи культуре.
– А кадры где вы берете?
– Вы, наверное, удивитесь, но труппа Кабардинского театра на 90 процентов состоит из выпускников Щукинского училища, труппа Балкарского до последнего времени состояла их выпускников ГИТИСа, а сегодня мы вернули национальную студию, окончившую«Щуку», и это помимо того, что у нас есть Северо-Кавказский государственный институт искусств, где каждый год выпускается актерская группа. Скажу, что театрам Кабардино-Балкарии любая постановка по плечу.
– Как у вас обстоят дела с режиссурой?
– Как и в стране, ее, конечно, я говорю о хорошей режиссуре, катастрофически не хватает, хотя у нас есть одаренные режиссеры. К примеру, Роман Дабагов ставит по всему Северному Кавказу, и мы уже ему даже говорим, что, может, сначала у себя, дома поработаете, а потом уже где угодно.
Еще мы договариваемся с московскими вузами, где обучают наших ребят.
Сам стараюсь смотреть все премьеры и прихожу к выводу, что театры у нас растут во всех отношениях. И всегда радуюсь успехам коллег, ведь умение радоваться за своих собратьев тоже талант. И когда у кого-то что-то не получается, очень расстраиваюсь и воспринимаю это как личный неуспех. У меня был великолепный педагог Коптева Татьяна Кирилловна, так вот, когда она давала играть отрывок студентам, надо было смотреть не на актеров, а на нее – она отыгрывала все сама. Так, видимо, и на моем лице бывает весь спектакль.
– Я знаю, что прекрасный режиссер из Адыгеи Касей Хачегогу, сейчас почему-то невостребованный на родине, и это несмотря на то что у них в республике режиссура просто в бедственном положении, будет ставить «Поминальную молитву» Григория Горинапо мотивам произведений Шолом-Алейхемас вами в главной роли?
– Есть такие планы, и надеюсь, что к зиме они осуществятся. Ведь «Поминальная молитва» – материал, казалось бы, с несложным сюжетом, но за этой простотойстоит трагедия античного уровня. И тема памяти, тема своего дома, своих корней – серьезный философский пласт для раздумий.
Хочется верить, что все сложится имы постараемся сделать спектакль, где и для молодежи найдется почва к размышлениям.
Касей Хачегогу мой любимый режиссер, знающий секрет работы с актерами и умеющий вытаскивать из артиста все его возможности.
– Если вернуться к юбилею республики, то ваш выезд в Москву, понятно, событие значимое и ответственное. А где вы будете выступать в столице?
– Планируется, что три республики – это мы, Карачаево-Черкесия и Адыгея – сделают совместный концерт и торжественное открытие в Кремлевском дворце. И дальше три театра повезут по одной постановке, сейчас переговоры идут с вахтанговцами, МХАТом, Малым театром. Что повезем, еще решаем.
— С какими проблемами региональному министру приходится сталкиваться каждый день?
– С человеческими, личными. Порой удивляюсь, как люди живут прошлым, советским, когда считают, что им все должны. А поднять себя, проявить инициативу и зарабатывать – вот где проблема. К примеру, та же Пушкинская карта, спасибо президенту Российской Федерации, это огромные деньги для коллективов. При этом средства, вырученные за билеты, ты можешь потратить на зарплату и на развитие учреждения. Просто-напросто должен быть руководитель, который не ленится и разбирается в этом во всем. То есть возможностей много, главное, чтобы было желание работать.
И еще повезло, что глава региона любит культуру. Казбек Коков ходит на концерты, на спектакли. Он всегда спрашивает, что нужно, чем помочь. У нас даже государственные премии в области культуры и искусства по миллиону рублей. В три года один раз, чтобы их не просто раздавать, а давать достойным. Раньше премии были по 100 тысяч, и именно сам Казбек Валерьевич предложил увеличить сумму до миллиона. Вот такое отношение высшего руководства региона к культуре.
Кстати, при участии Мухадина Кумахова в республике были реализованы крупные международные, всероссийские и региональные проекты, в том числе Международный фестиваль мастеров искусств «Мир Кавказу», ежегодные международные фестивали симфонической музыки имени Ю. Темирканова, фестивали драматических театров «Южная сцена», детского творчества «Созвездие Эльбруса», Северо-Кавказский конкурс молодых дарований «Творческие вершины». Ярким событием в регионе стал Открытый международный кинофестиваль «Кавказ и мир», который собрал именитых кинематографистов и послужил благородному делу взаимообогащения различных культур.
Вечером после интервью я увидел министра на премьере спектакля «Ханума» А.Цагарели, который поставил режиссер из Адыгеи Тимур Исупов.
На сцене русского драматического театра прозвучала именно комедия – легкая и смешная. Тимур Исупов тонко чувствует комедийный, фарсовый материал. Его кинто (массовка) не просто выходят и делают фон, а создают настроение, дают темпо-ритмический рисунок. Режиссер умеет каждому образу придать свой аромат и свой характер. Какой чудный и обаятельный получился слуга Князя – Тимоте в исполнении Алима Сибекова! Сам Князь Юрия Балкарова – этакий чудак с капризами маленького ребенка. И Балкаров, и Сибеков рождают гармоничный и забавный дуэт. И даже не господина и слуги, а больше, наверное, близких людей, которые понимают друг друга, и это несмотря на иерархическую разницу, что-то вроде Дон-Кихота и Санчо Пансы.
Женская часть труппы – Ханума (Элеонора Мамаладзе), Кабато (Алла Белобородова) тоже создают экспрессивную, уморительную пару соперниц. Спектакль получился очень кавказским, с национальным «акцентом», юмором и темпераментом. Работы Тимура Исупова, умеющего создать атмосферу искренности и радости, всегда идут от сердца ик сердцу,впрочем, каким и должен быть настоящий театр. И, конечно, печально, что такой режиссер лишен работы в родной Адыгее, но понятно, почему ему дают возможность ставить и творить в соседней братской республике. В Кабардино-Балкарии министр культуры – человек искусства и театра, и этим все сказано.
Александр Геннадьев
Фото: пресс-служба Министерства культуры КБР и пресс-служба Русский драматический театр имени М. Горького.