Найти тему

Художественная деталь и её роль в литературе

Без деталей в художественном произведении не обойтись, они делают текст живым и реалистичным. Правда, и увлекаться ими не стоит, иначе получится как в поговорке, когда за деревьями леса не видно.

Но сегодня речь пойдёт не о детализации вообще, а об одной очень важной детали — художественной.

Что такое художественная деталь

Художественная деталь — это запоминающаяся, выразительная подробность, которая помогает раскрыть образ героя, создать визуализацию сцены или атмосферу повествования. Это выразительное средство, работающее на замысел автора. Такая художественная подробность может мелькнуть в тексте всего пару раз, но скажет она о герое и сюжете больше, чем многословные и подробные описания.

Например, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» упоминает красные руки Базарова. И современнику было сразу понятно, что этот герой не из благородных, он не носит перчаток, он не изнеженный аристократ, а простой труженик.

М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» неоднократно обращает внимание читателей на чистую, ослепительно белую сорочку Печорина. Сохранить в дороге бельё в такой чистоте в то время было невозможно. Значит, Печорин не только исключительно щепетилен в отношении своего внешнего вида, но и достаточно богат, чтобы иметь чистую сорочку на каждый день.

Эти детали, возможно, нам кажутся малозначимыми, но в то время, когда писались произведения, такие подробности много говорили о героях. У Н. В. Гоголя в «Тарасе Бульба» — это люлька, курительная трубка Тараса. У Гончарова в романе «Обломов» — диван, на котором лежал герой, и его халат, к которому Илья Ильич испытывал прямо-таки родственные чувства.

Читая статью, вы можете насладиться художественными деталями на картинах  Сергея Кроповинского.
Читая статью, вы можете насладиться художественными деталями на картинах Сергея Кроповинского.

В отличие от просто подробностей, художественная деталь несёт очень важную смысловую и эмоциональную нагрузку. Она работает на образ героя, сюжет, атмосферу произведения.

Виды художественных деталей

Разнообразие художественных деталей позволяет использовать в тексте не одну из них, а несколько разных, выполняющих различные функции.

Психологические детали работают на создание образа героя. Как правило, это не прямое указание на какие-то качества личности, а их проявления в повторяющихся действиях, поступках. Например, известно, что В. Маяковский, чтобы снять эмоциональное напряжение, колол дрова, Л. Толстой — пахал или косил траву. Такие особенности есть у многих людей. Почему бы им не быть у литературных героев? Недавно я читала книгу, в которой героиня в любой сложной ситуации садилась рисовать и успокаивалась, начинала спокойно размышлять и находила выход.

Подобные детали могут быть мелкими штрихами, например, ручка, которую в минуту раздражения крутит в пальцах герой. Или, наоборот, знаковыми, очень важными для образа, как диван в романе «Обломов».

Атмосферные детали помогают создать необходимое автору настроение. Например, ветер, врывающийся в окно в одной сцене или сбрасывающий бумаги со стола – в другой. Эта деталь может подчеркнуть тревожное состояние героев. Или безоблачное небо, словно затягивающее в свою бездонную высь, заставляющее забыться. Или дуб у Льва Толстого, или блеснувшее в лунном свете горлышко бутылки у А. П. Чехова.

Интерьерные детали помогают погрузить читателя в описываемый мир или эпоху. Это не обязательно именно детали интерьера — тяжёлые ковры, латные доспехи в тёмных углах, светлая офисная мебель или обвалившиеся изразцы когда-то роскошной печи. К интерьерным деталям можно отнести самые разные предметы, помогающие создать впечатление о мире или обстановке: особенности костюмов, городские пейзажи, транспорт. Например, автор упомянул, что на дамах платья с пышными турнюрами, и понимающий читатель сразу почувствовал Викторианскую эпоху.

Событийные детали — это упоминание о каком-то событии, произошедшем с героем или с миром, и, так или иначе, повлиявшем на их судьбы. Например, такой деталью, помогающей раскрыть образ доктора Ватсона из «Записок о Шерлоке Холмсе», стало упоминание о том, что доктор служил военным врачом во время англо-афганской войны. Это уже создаёт впечатление о Ватсоне как о человеке мужественном, с немалым опытом, бывавшем в сложных, опасных ситуациях.

Художник Сергей Кроповинский.
Художник Сергей Кроповинский.

Классификация художественных деталей моя. Возможно, вы предложите свои варианты или вспомните примеры таких важных подробностей. Ограниченный объём статей не позволяет приводить много примеров из литературы. А вот в комментариях — пожалуйста.

Художественная деталь и символ

Это не одно и то же. Символ — это знак (объект, образ, идея), имеющий, помимо основного, ещё одно значение или смысл. Например, у Н. В. Гоголя в поэме «Мёртвые души» есть символ России. Это та самая птица-тройка или катящееся колесо. Смысл символики «Мёртвых душ» в том, что Россия всегда в безудержном, разудалом движении, но вот цель этого движения непонятна даже ей самой .

Буран в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина — это символ стихии народного бунта, так же как и метель в поэме А. Блока «Двенадцать».

А у художественной детали нет никакого дополнительного, скрытого смысла. Она не символизирует, а указывает или подчёркивает особенности персонажа, мира, описываемой ситуации. Так, диван Обломова — это просто диван, хотя он играет важную роль в жизни этого героя.

Художник Сергей Кроповинский
Художник Сергей Кроповинский

Роль художественных деталей в тексте

Такие подробности оживляют и героев, и сюжет, и обстановку, в которой он разворачивается. Выполняют художественные детали несколько функций.

  • Помогают создать психологический портрет героя и визуализировать его образ.
  • Создают у читателя определённое настроение, нужное автору для решения творческих задач.
  • Акцентируют внимание читателей на нужных автору моментах, сценах, эпизодах.
  • Участвуют в создании колорита эпохи или мира.

Художественные детали, несомненно, полезны, но увлекаться ими не стоит. Иначе они утратят свою оригинальность, а текст превратится в нагромождение подробностей, которые только запутают читателя. Одна яркая, выразительная особенность — это лучше, чем множество разноплановых деталей.

У художественных деталей есть ещё одна опасность — они могут превращаться в штампы. Однажды использованная писателем удачная подробность потом начинает тиражироваться не только им самим, но и другими авторами. Например, в романтической прозе часто можно встретить прядь волос, которую мужчина с нежностью поправляет героине. А уж о пресловутом «полотенчике» я и не говорю.

Старайтесь не поддаваться соблазну использовать эффектные, но многократно растиражированные детали.

О создании образа героя можно прочитать в этих статьях:

"Внешний облик героя. Визуализация"

"Образ героя. Раскрытие характера"

"Работа над образом героя. часть 1"