Для начала, это нормально. Если ребёнок, делая домашнюю работу, вертится ужом, постоянно норовит глянуть в смартфон, пытается стечь под стол, провалиться под землю, что угодно, но только не делать ненавистные задания, это совершенно нормальная реакция.
С точки зрения эволюции, образование появилось меньше мгновения назад. Инстинктивно наш организм вообще не понимает, почему “хозяин” вместо того, чтобы двигаться, искать еду или скрываться от того, кто считает тебя едой, сидит смирно и смотрит в странные листки с черным узором (книги).
Наш мозг создан для того, чтобы быстро включиться, быстро решить важную для выживания задачу (съесть или бежать, пока самого не съели) и потом снова впасть в “сберегающий режим”. Длинный “образовательный марафон” для него – форменное издевательство, он будет отчаянно сопротивляться (симптомы: желание поесть, желание сходить в туалет, желание поспать и т.д.). Против варианта “тише едешь”, в данном случае, говорит наша физиология. Поэтому, надо создавать условия и возможности для того, чтобы ребёнок делал задания быстро.
Есть несколько направлений, над каждым из которых стоит поработать:
- Личная эффективность (скорочтение, развитие памяти, майндмэпы и др.)
- Психологические вопросы (об этом мы поговорим с психологом Дворца “Хорошево” Анной Емельяновой в последующих выпусках)
- Состояние помещения (расстановка мебели, свет, вентиляция)
- Физическая активность
- Работа с отвлекающими факторами.
Начнём с конца списка и продолжим в следующих статьях. Снижаем отвлекающие факторы:
- Король отвлечений – смартфон. Отобрать у ребёнка смартфон это что-то сродни ампутации конечности без наркоза. Не надо лишних скандалов, оставьте “игрушку” ребёнку. Но лимиты на игровое время, просмотр роликов в Тик-Токе и тому подобное установить стоит. Обязательно используйте программы родительского контроля! Например, Kaspersky Safe Kids, Google FamilyLink. Кстати, посматривать с их же помощью на статистику поиска в том же Ютубе тоже очень полезно.
- Музыка мешает учёбе. Когда ребёнок делает уроки, в квартире не должно быть лишних звуков. Хотите послушать музыку, посмотреть ролик, сыграть в игру – только в наушниках (даже если вы сидите в другой комнате)! Проведите с ребёнком эксперимент: дайте два текста одинакового размера. Пусть один он читает при включенной музыке, а второй без неё. Измерьте скорость чтения и процент усвоения. Объясните, имея на руках результаты, что выгоднее быстро сделать, а потом слушать :)
- Чистый стол. На столе должны быть только вещи, имеющие прямое отношение к выполняемой задаче. Чистый стол это больше чем эстетика. Как нетрудно догадаться, раз в месяц чистый стол и привычка чистого стола это разные вещи и это мастерство надо осознавать отдельно. Не зря о нём книги пишут.
Движение к внимательной и результативной учёбе – это долгий и нелёгкий путь, который нельзя преодолеть парой стремительных прыжков. Оно похоже на путь обретения мастерства в восточном стиле (посмотрите фильм “Мечты Дзиро о суши”). Но этот путь надо идти, а педагоги “Хорошево” помогут вам своими знаниями и опытом :)
Афанасьев Вячеслав
руководитель Майндмэп клуба дворца «Хорошево»