Найти тему

Битва на Клязьме

#день в истории #московское княжество #феодальная раздробленность

25 апреля 1433 года состоялась битва на Клязьме — сражение в ходе феодальной войны в Московском княжестве между потомками Дмитрия Донского, князем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичским, Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием Шемякой в 1425–1453 годах.

Все началось на свадьбе Василия Васильевича и Марии Ярославны. Как и положено родственникам, на свадьбу прибыли сыновья Юрия Василий, тогда еще не носивший прозвища и Дмитрий по прозвищу Шемяка.

Все шло нормально, пир, дорогие яства, музыка и прочие увеселения, как вдруг боярин Захарий Кошкин из свиты Софьи Витовтовны увидел на Василии Юрьевиче украшенный золотом и камнями пояс и тут же завопил, что это тот самый пояс, который был якобы украден в Коломне тысяцким Василием Вельяминовым у великого князя Дмитрия (еще не Донского) во время его свадьбы с княжной Евдокией. От Василия Протасьевича пояс будто бы достался мужу его внучки, боярину Ивану Всеволожскому, в свою очередь подарившему его мужу своей внучки — Василию Косому.

Вот тут-то крутой и властный папин характер и сыграл. Не заморачиваясь особо вопросом, как это боярин Кошкин, которого в 1366 году даже в проекте не планировалось, с первого раза опознал пояс, украденный 67 лет назад, к тому же будучи весьма под хмельком, Софья не нашла ничего лучше, чем сорвать с Василия Юрьевича пояс. Оскорбление было нанесено. Василий и Дмитрий покинули свадебное торжество и вместе с отцом стали готовить ответку.

Выступили по весне. Конница двигалась быстро, города обходили, вперед выслали заставы, перехватывали всех встречных на дорогах. Правительство до последнего момента оставалось в неведении. Новость грянула, как гром среди ясного неба – рать Юрия около Переславля-Залесского! Софья и Василий II растерялись. Попробовали выиграть время, выслали бояр для переговоров. Но они переругались между собой, а Всеволожский подсказал Юрию: не поддаваться на уловки. Делегатов погнали обратно, войско спешило за ними. В Москве у Всеволожского имелись друзья. Принялись мутить воду в государевом совете, мешали что-либо предпринять. Да и без них поднять рать все равно не успевали.

Тем не менее Василий II не струсил. Ему было всего 18 лет, он только что женился, решил показать супруге, какой он крутыш. Вооружил тех, кто был под рукой – дворцовую челядь, купцов, ремесленников. 25 апреля встретил дядю на Клязьме. Пытался поднять дух своего воинства, угощал его крепким медом. Но против него стоял умелый военачальник с профессиональными дружинами, с отрядами галичан и вятчан, суровых жителей лесного приграничья, привычных выходить с рогатиной и топором хоть на медведя, хоть на татарина. Нетрезвых москвичей опрокинули одной атакой. Василий, видя полный разгром, повернул коня прочь. Его ополченцы погибали, сдавались, разбегались.

Матери Василия Софье пришлось бежать, избегая пленения. Смириться с такой потерей и с положением удельной княгини Софья конечно же не могла и организовала через церковь всеобщее возмущение самоуправством младшего сына Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич, недолго посидев великим князем московским, счел за лучшее вернуться в свой Звенигород.

Источник: У Жукова