Найти тему
Злой таможенник

Зачем разрешили параллельный импорт?

В стремительно меняющимся мире возникают новые правила игры. Где-то новые правила имеют положительные оттенки, где-то нет. Но нужно признать, что многое будет совершенно по-другому. И эти новые реалии нужно принять.

Недавно законодатель решил изменить подход к охране объектов интеллектуальной собственности. Касается это, в первую очередь, так называемого параллельного импорта. Что это значит? Попробуем объяснить доступным языком.

Для начала возьмём исходные данные. Условный правообладатель выпускает свою какую-нибудь продукцию и лепит на неё свои товарные знаки, которые охраняются законом в большинстве стран мира. Это означает, что никто больше не может лепить эти знаки без ведома и согласия самого правообладателя.

Но помимо этого существует неоднозначный момент с "уполномоченными" импортёрами. До недавнего времени нельзя было взять оригинальную продукцию на заводе где-нибудь в Варшаве и привезти в нашу страну. Нужно было разрешение правообладателя для импорта брендированных товаров.

А нужны ли нам эти шанели?
А нужны ли нам эти шанели?

С одной стороны выглядит абсурдно. Особенно с учётом того, что на границе такие товары таможня задерживала. Если правообладатель не давал добро на импорт, то стряпалось "интеллектуальное" дело об административном правонарушении (14.10 КоАП РФ или 7.12 КоАП РФ).

Таможня в своей отчётности учитывала эти побрякушки как контрафактные. И это не смотря на то, что она столкнулась с оригинальной продукцией, приобретённой на правильном заводе. Задержанные товары, в лучшем случае, попадали в детские дома и другие нуждающиеся учреждения.

При худшем раскладе они уничтожалось вместе с разным шмурдяком. А импортёра обкладывали штрафом. Кстати, с этими объектами интеллектуальной собственности можно встрять и на уголовное дело за эти деяния (180 УК РФ или 146 УК РФ).

Интересны и другие моменты. В практике отечественной судебной системы имелись случаи, когда административные дела по оригинальной продукции прекращались, а к импортёру пропадали вопросы. Но у нас в стране не прецедентное право (во всяком случае, официально), и массового распространения эти случаи не перенеслись на судебную практику.

Мне вот нравится Армани. Такие как Доче и Габбана.
Мне вот нравится Армани. Такие как Доче и Габбана.

В целом, подобное положение вещей можно разглядывать и с точки зрения антимонопольной службы. Уполномоченные импортёры могли играться на своём праве эксклюзивности со всеми вытекающими последствиями (как правило, в негативном для конечного потребителя ключе).

Разговоры о легализации параллельного импорта шли давно. Но не было триггера, который мог бы поспособствовать принятию этого решения. Но меняющийся мир сделал всё сам. Государство разрешило. И даже утвердило номенклатуру и бренды, которые можно невозбранно ввозить (при условии оригинальности продукции). Список приводить не будем, гуглим самостоятельно приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 № 1532.

Но вопрос обстоит в другом. Насколько удобно будет ввозить такие товары? Контроль на границе никто не отменял. Будет ли идти шквал шмурдяка в страну? Как на практике будут реализованы проверки на соответствие товаров оригинальности?

Раньше таможня в большинстве случаев опиралась на правообладателя, рассылая ему запросы. И в случае, когда что-то не так, уже расчехляла свои протоколы и фуражки. Сейчас будет нарабатываться новая практика. Так что самостоятельно везти товары без ведома правообладателя - риск. Риск, который нужно осознавать.

Классика...
Классика...

Дело в том, что бывали случаи, когда даже оригинальную продукцию, выявленную какими-нибудь ментами на рынке, правообладатели признавали поддельной. Даже в фирменных магазинах (казусы, знаете ли). А чего говорить об импортёрах, которые будут везти оригинальные товары? Даже с "накладными" от завода-изготовителя могут возникнуть проблемы.

Допустим, таможня направит запрос правообладателю, а тот даст ответ о поддельности продукции. Может быть даже из вредности (ответная мера на легализацию параллельного импорта и удар по монопольному положению на нашем рынке). И все товары стремительно могут пойти под нож, а импортёр влетит на стоимость товара и штрафы.

Во всей этой истории мы должны дать чёткий ответ на вопрос: "А кого мы защищаем?". Зарубежные бренды, базирующиеся в "недружелюбных странах"? Есть ли в этом практический смысл сегодня? Да, подход к охране объектов интеллектуальной собственности нужно менять. Но без ущерба экономике и здоровью населения.

В любом случае, будут и негативные последствия принятого решения. Под это дело непременно будут стряпать левые документы, а от некачественной продукции у потребителя могут начать чесаться сокровенные места. Так что здесь нужен максимальный рационализм. Но смогут ли его достичь?

© Злой таможенник