Дарья Михайловна Сакулина (1922-2007) стала участницей Великой Отечественной войны в 1943 году, но лишь недавно её родные нашли документы, подтверждающие этот факт.
Об этой истории я узнал от Юлии Галиевой, внучки Дарьи Михайловны. Юлия Васильевна, которая живёт и работает в Екатеринбурге, прислала мне письмо, где подробно рассказала о ходе поисков, в результате которых справедливость восторжествовала. «Может, это послужит кому-то призывом не отчаиваться и не опускать руки. А также патриотическим воспитанием детей и внуков», - подчеркнула она.
НО В СПИСКАХ ФРОНТОВИКОВ НЕ ЧИСЛИЛАСЬ…
Их фото до сих пор «висят на стенде «Они сражались за Родину» в п. Комсомольском, - пишет Юлия Васильевна. - Администрация посёлка всегда уважительно к ней относилась и приглашала на торжества как участника войны». В 300-страничной, богато иллюстрированной книге «Листая прошлое, живём настоящим и думаем о будущем…», изданной в 2003 году к 70-летию Комсомольской птицефабрики, портреты Семёна Геннадьевича и Дарьи Михайловны Сакулиных - в разделе «Ветераны Великой Отечественной войны».
О том, что нет документов, подтверждающих участие Дарьи Михайловны на фронтах Великой Отечественной войны, родные узнали, когда, как пишет Юлия Васильевна, «бабушка тяжело заболела, перестала выходить на улицу, и моя тётя, Анна Семёновна Панова, которая на тот момент уже проживала с бабушкой совместно, решила установить стационарный телефон. Обратилась с просьбой к местному депутату И.И. Аганину, который оказал помощь и поддержку, за что мы ему безмерно благодарны. Телефон был установлен, и вместе с тем всплыл сам факт того, что Д.М. Сакулина в списках участников ВОВ никогда не числилась. Что для нас оказалось полной неожиданностью».
После смерти Дарьи Михайловны были найдены карточки-уведомления и ответы на запросы в различные инстанции, куда она, выйдя в 1977 году на заслуженный отдых и получив удостоверение труженика тыла, обращалась с целью подтвердить своё участие в войне. Она писала «письма-запросы в Юрлу, откуда призывалась, Кудымкарский пересыльный пункт, Хволынск, где лежала в госпитале, Подольский Центральный архив, Ленинградскую военно-медицинскую академию. Приходили ответы: архив сгорел, документы не поступали, сведений о Чеклецовой Д.М. нет, в списках не значится».
«МОЙ БОЕВОЙ ПУТЬ»
Родные недоумевали: «Почему она не поделилась раньше своей тайной с нами» и приступили к поискам. Прежде всего, вспомнили, что сама Дарья Михайловна рассказывала о своём боевом пути. Её воспоминания приводит Юлия Галиева: «За неделю до своего 21-летия, 13 августа 1943 года Дарья Сакулина (в девичестве Чеклецова) была призвана Юрлинским районным военкоматом и направлена в Молотовский (город Молотов, сейчас - Пермь) военно-пересыльный пункт. На пересыльном пункте продержали три дня, затем, погрузили на пароход и водным путём доставили в учебную часть в Подмосковье. До конца ноября 1943 года находилась в учебной части. Оттачивалось мастерство по вождению автомашины «Газ-АА» («полуторка») и стрельбы из разного вида оружия, с чем Чеклецова справлялась на «отлично». Для психологического настроя, выработки характера и силы воли группу возили на место казни Зои Космодемьянской. Из учебной части выпустилась в должности «Шофёр», в звании «Рядовая». Выпускниц погрузили в эшелон, в нём было несколько вагонов со скотом (овцами). Когда состав останавливался, она пасла овец (днём). Ночами ходила с донесениями. Был случай, что 5 км шла под охраной двух автоматчиков. Несла пакет с важными документами, но оказалось, что пароль изменили, а ей не успели сообщить. Это донесение ждали больше трёх суток. Упоминала, что их состав всегда двигался по линии фронта, относился к 4-ому Украинскому фронту. Поезд попадает под бомбёжку, тяжёлое ранение в голову, полная потеря речи и частично памяти (голос и речь вернулись только через два года после ранения). Комиссована из рядов Красной армии. По возвращении на родину, в военкомате у неё изъяли все военные документы, кроме справки. Для нас навсегда это останется загадкой. Вопрос - зачем, с какой целью? От войны остались только воспоминания и справка о ранении выданная полевым госпиталем».
ПАМЯТЬ СОХРАНИЛИ ДОКУМЕНТЫ
Первый успех в поисковой работе пришёл в 2019 году, когда на сайте «Память народа» Юлия Галиева обнаружила учётную карточку на Дарью Михайловну Чеклецову, «все данные совпадали». Юлия Васильевна «попросила свою тётю Анну Семёновну снова подать запрос в Подольский Центральный архив и приложить копию учётной карточки, в которой сообщалось, что она выбыла в 7 уч. Автополк. Через 6 месяцев пришёл ответ о том, что с августа по ноябрь 1943 года Чеклецова Дарья Михайловна проходила обучение в особом учебном автомобильном полку. Направлена в 26 Авт. 3 декабря 1943 года по специальности «Шофёр», в звании «Рядовая». Но в приказах командира 26 автополка с 17 декабря 1943 года фамилии Чеклецова Дарья Михайловна не значится. В состав действующей армии полк не входил».
Снова тупик, но из него удалось выйти с помощью поисковиков из Кабардино-Балкарской Республики, к которым обратилась Юлия Галиева. «И вы не поверите, я была просто в шоке, - пишет она. - Через 4 часа мне была довольно чётко и ясно предоставлена вся интересующая меня информация с фотографиями страниц учёта, где занесена Чеклецова Дарья Михайловна, карта, где предположительно состав попал под бомбёжку, в каком госпитале она могла проходить лечение на тот момент. Я незамедлительно отсылаю всю информацию тёте Анне Семёновне, которая снова подаёт запрос в Подольский Центральный архив.
«СПАСИБО ВСЕМ!»
И вот счастливый финал истории: «В конце января 2021 года из Центрального архива приходит подтверждение о нахождении на фронте Дарьи Михайловны Чеклецовой до 20 апреля 1944 года. Выписана из госпиталя 24 мая 1944 года. Тогда 194 Азсп находился в расположении 51-й армии, которая входила в состав действующей армии. В феврале 2021 года обратились в военный комиссариат города Кунгура, о присвоении Дарье Михайловне Чеклецовой статуса участницы Великой Отечественной войны посмертно. Нам пояснили, что такой статус посмертно не присваивается, но были выделены деньги на установку памятника как участнице войны. На такое мы даже не надеялись. Моей целью было восстановить справедливость, чтоб её признали участницей войны официально.13 октября 2021 года на месте захоронения Дарьи Михайловны установили памятник как участнице Великой Отечественной войны. Ура!
Дети, внуки, правнуки Дарьи Михайловны выражают слова благодарности и низкий поклон в адрес Прохладненского районного отделения «Боевого братства» Кабардино-Балкарской Республики и Михаилу Мельнику отдельно. Именно этот человек нашёл все интересующие нас документы. Также хочется выразить слова благодарности военному комиссару по городу Кунгуру, Кунгурскому и Берёзовскому районам Пермского края Алексею Анатольевичу Пономарёву и специалисту Юлии Ивановне Ушаковой за содействие в оформлении и подаче запросов. Хочется отметить сотрудников «Ритуал-сервис 24 часа» ИП Мичкова Максима Владимировича, менеджера Петра Неустроева, гравировщиков Артура Рожнева и Олега Яковлева, которые занимались изготовлением памятника. Смогли вникнуть в нашу ситуацию, пойти нам навстречу и удовлетворить все наши просьбы и пожелания. Бригаду, которая занималась установкой памятника в лице бригадира Рафаэля Хабибулина. Всем участникам огромное спасибо за доброе сердце и отзывчивость, за внимание и понимание проблемы, за то, что откликнулись на просьбу, не оказались равнодушными. За то, что нашли время и силы вникнуть в проблему и найти решение. У таких, как вы, золотое сердце и чистая душа. Пусть вернётся вам добро здоровьем, благополучием, щедрыми помогающими руками в нужный час. Хочется много раз громко прокричать «Спасибо!» Спасибо вам всем и всех благ!»
«ДЛЯ НАС АВТОРИТЕТ»
Рассказывает её дочь Анна Семёновна Панова: «После войны мама работала в «Заготзерно» с. Юрла Молотовской области. В 1949 году вышла замуж за Семёна Геннадьевича Сакулина. Отец тоже воевал. Дошёл до Кёнигсберга. Был тяжело ранен, контужен. Война оставила свой отпечаток - отец рано ушёл из жизни, в 1982 году, в возрасте 58 лет. В совхоз «Комсомолец» наша семья приехала весной 1966 года. Отец работал на кормоцехе, на лошадях развозил корм для кур. Долгое время был конюхом, очень любил лошадей. Последние года три работал на проходной вахтёром. Мама была принята рабочей на зерносклад. Проработала там до пенсии.
У родителей нас, детей, было четверо: два сына старшие и две дочери. Семья была большая, родителям дали отдельный дом, в котором мы прожили три года. На Октябрьскую в 1969 году родители получили двухкомнатную благоустроенную квартиру. Всегда держали много скота. Были корова, телёнок каждый год, поросёнок, овцы, куры. Отец умел в хозяйстве всё делать: сруб поставить, отбить литовку, сделать корытце. Научил всему и сыновей. Отец Юлии Васильевны доил корову, когда мама болела. Дарья Михайловна тоже была мастерица на все руки. Умела жать - такие снопы у неё классные были. Пряла, ткала половики, пояски, вязала. Родители очень любили читать. Выписывали до десятка, а порой и больше, газет и журналов. Не только для себя, но и для нас, детей.
Любили петь, были очень гостеприимны. На птицефабрике между цехами проходили смотры самодеятельности и спортивные соревнования. Мама всегда бегала на лыжах за зерносклад. Когда вышла на пенсию, работники зерносклада её не забывали, были частыми гостями в доме.
В семье есть традиция - 9 мая, после митинга, собираться в родительской квартире. Мои друзья приходили в гости не ко мне, а к бабе Даше. Будучи больной (рак лёгких, как поставили диагноз), она прожила ещё 12 лет. Маму навещали регулярно её подруги, приятельницы, а она читала им газеты, обсуждали телепередачи.
Я с семьёй приехала снова в родительский дом в 1991 году. Мама помогла мне вырастить, дать образование двум моим дочерям. Бабушка Даша была и остаётся для всех внуков и старшего правнука авторитетом. Всего у Дарьи Михайловны 6 внуков и 5 правнуков.
Хотя жизнь была сложная, но в маме всегда жила вера в хорошее, всегда была на позитиве. Стремилась помочь тем, кому плохо».
Владислав Одегов
Фото: архив А.С. Пановой, Ю.В. Галиевой
Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru