Я вновь рад приветствовать дорогих читателей в своем блоге.А займемся мы тем, что по-новому взглянем на привычную всем систему аспектов хоумстака, на этот раз через призму такого распространённого критерия оценки личности, как Интроверсия — Экстраверсия. Для этой цели я составил список, включающий в себя всю дюжину аспектов, рассортированную по степени экстравертности, присущей их игрокам, от меньшего к большему. Но прежде всего нам необходимо определиться с понятиями.
Шкала интро-экстраверсии широко применима в качестве показателя измерения черт личности как в психологии, так и в психоаналитике и даже в психиатрии. Существует множество трактовок данных поведенческих типов, начиная от всем хорошо известных критериев «общительность/замкнутость, заканчивая наличием/отсутствием воли у индивида. Последняя типология, однако, больше относится к психиатрии и патологиям. В этой статье мы не будем рассматривать все исследования, посвящённые этой теме, а остановимся на распространённой концепции, близкой к Юнгианской, хотя и не ограничимся ею. Она предоставляет нам большое пространство для анализа и, соответственно, наиболее применима в контексте класспектов и заключается в том, что экстраверт — человек, мыслительный процесс и затрачиваемая энергия которого направлены на среду, когда как интроверт направляет эти же усилия на самого себя, свой внутренний мир. Если распространять: экстраверты более склонны взаимодействовать с реальным миром, активно вовлекаться в социальные взаимодействия, пока интроверты предпочитают погружаться в мир фантазий и проводить время наедине с собой. Это, конечно, все ещё звучит очень размыто, однако по ходу статьи всё должно проясниться.
Прежде чем мы начнем, стоит также уяснить, что идеальных экстравертов и интровертов в мире почти не существует, не говоря уже о том, что большинство людей и вовсе являются амбивертами (такая характеристика во многих системах выделяется в отдельную категорию и приравнивается к «норме»; речь здесь о том, что человек сравнительно успешно применяет модели поведения, свойственные как интровертам, так и экстравертам). Так уж получается, что все мы в иных ситуациях ведём себя по-разному, адаптируясь и перенимая черты и тех и других типов. Потому выводы, к которым я прихожу в этой статье, вовсе не значат, что тот или иной аспект нарекает своих носителей исключительно интровертами или экстравертами; правильнее будет воспринимать положение каждого аспекта на условной шкале как «что-то между».
Сердце
Звание наиболее склонного к интроверсии аспекта я присудил аспекту Сердца далеко не спроста. Как я уже писал в своей статье, сердечникам, как никем другим, свойственно замыкаться в себе. Однако это — не единственная причина, по которой я поместил данный аспект на самый низ списка. Действительно, в рамках собственного внутреннего мира игроки Сердца наиболее самостоятельны и полноценны. Им не доставит особого труда долгое время проводить наедине, а социальные взаимодействия так и вовсе могут их утомлять, из-за чего желание уединиться с собой будет только усиливаться. Склонность к накоплению внутренней энергии и рациональному её применению — ещё одна черта интровертов. Игроки Сердца точно знают, чего они хотят и направляют свои силы на то, чтобы последовательно, не перетруждая себя, реализовывать свои желания. Но нельзя в полной мере утверждать, что игроки Сердца — абсолютные интроверты. Время от времени, если ситуация того требует, они могут примерять на себя и другие модели поведения. Но это зачастую остается лишь тщательно проработанным образом, не заменяющим истинные мотивы таких людей.
Пустота
Вторым на очереди идёт аспект Пустоты. Пустотники, как заведено, очень ориентированы на собственные ощущения. Находящиеся в состоянии сомнения большую часть времени, игроки Пустоты, чья личность изменчива, а сами они — скрупулёзны, прямолинейны и крайне своенравны, волей-неволей будут поглощены своими мыслями. От Сердечников их отделяет необходимость взаимодействовать со средой на прикладном уровне, так как именно из неё они черпают опыт для формирования собственного «я». Но то, что происходит внутри головы Пустотника, навсегда останется там. Из-за этого порой кажется, что они постоянно находятся на своей «особой» волне.
Дыхание
Игроки Дыхания — великие эскаписты. Кому, как не им свойственно, что называется, убегать от ответственности в родные объятия свободы. Но всё же в обиходе с окружающими они чуть более вдумчивы и тактичны и не могут слишком много времени проводить без компании. Им свойственны мимолётные влюбленности, и хотя Дыхальщикам не чужда привязанность, они всё равно предпочитают удерживать дистанцию в общении. Они очень беспокоятся о своем внутреннем состоянии, порой даже больше, чем о чувствах окружающих и предпочитают избегать трудных тем. Игроки Дыхания часто принимают на себя различные модели поведения, чтобы защищаться от психологических угроз извне.
Время
Временников не сложно сравнить с волками-одиночками, чего, в сущности, уже достаточно, чтобы занести их в список интровертов. Они действительно стараются держать свои чувства под контролем и не терять хватку, однако в полной мере интровертами их это не делает. Дело в том, что игроки Времени не очень склонны к саморефлексии и проводят большую часть времени, готовясь к испытаниям, с которыми их сталкивает реальность. Они достаточно терпеливы и менее психологически уязвимы, чем носители вышеописанных аспектов, но их избыточная зацикленность на цели, которая может навредить как их социальной жизни, так и психологическому здоровью, периодически даёт о себе знать, делая из Временников холодных и отстранённых игроков.
Рок
Игроки Рока зачастую могут превращаться в эмоциональные качели, будучи, с одной стороны, крайне терпеливыми, с другой — глубоко обеспокоенными порядком и справедливостью. Ответственные, обладающие выдержкой и не имеющие злого умысла, на их плечи падает огромное бремя, которое, порой, возлагают на Роковиков их же сокомандники. Им особенно нужно внимание окружающих, даже если они всеми силами пытаются показать, что это не так. Находясь в истощённом состоянии, они могут предпринимать попытки сбежать из эпицентра событий, в который их неволей забрасывает судьба, уединиться, не обращая на себя излишнее внимание. В том числе из-за этого аспект Рока в большей степени следует склонять к интроверсии.
Надежда
На первый взгляд и не скажешь, что активные и наполненные эмоциями игроки Надежды могут хоть сколько сойти за интровертов. Но не стоит забывать: они проводят в своей голове даже больше времени, чем вам может показаться. А будучи ведомы своими фантазиями готовы далеко зайти. Надеждники, как и Сердцевики, прекрасно могут развлечь сами себя, благо их яркое воображение в этом лишь способствует; в то же время, они совсем не склонны к саморефлексии и самоконтролю. Общение с большинством они поддерживают на довольно поверхностном уровне, предпочитая, по возможности, не копаться глубоко ни в своих, ни в чужих переживаниях. Но всё-таки игрокам Надежды не обойтись без материальных образов, ведь именно из окружающего мира они черпают материал и вдохновение.
Пространство
Игрокам Пространства не сложно сойти за интровертов — уж очень сильно этот аспект ассоциируется с размеренностью, порядком и глубиной чувств. Но не стоит забывать о том, что Пространственников хлебом не корми, а всё дай преображать мир и жизни людей вокруг них. Несмотря на эмоциональную утончённость и сдержанность, они также крайне эмпатичны и совсем не могут обойтись без компании близких людей, а от одиночества в основном страдают. В то же время, любимым делам они могут посвящать огромное количество времени, долгие часы проводя в уединении за работой над своими проектами.
Ярость
Игроки Ярости имеют выраженные проблемы с самоконтролем и большую часть времени проводят в противостоянии с окружающим миром. Имея склонность к недоверию и проявлению агрессии, Яростники изредка могут сойти за самых социальных людей в своем кругу общения. В то же время, они не очень хорошо понимают самих себя и часто становятся жертвами своих страхов. Аспект Ярости во многом противоречив: питая ненависть ко всякого рода идеалам, Яростники с равным фанатизмом готовы стремглав броситься в перепалку, неважно, словесную или кулачную.
Кровь
Кровь и все аспекты, следующие за ней в этом списке, в почти равном смысле можно назвать крайне экстравертными, за небольшими вычетами. Говоря конкретно, Кровянники и дня не могут провести без общения; они испытывают постоянную нужду самовыражаться и получать внимание со стороны. В то же время, они не очень властны над своими эмоциями и легко могут выходить из себя, не умея сдерживаться. Игроки Крови зачастую видят свое предназначение в деятельности на благо окружающему миру и особенно хотят быть отмечены за свои достижения. Однако, психологическое давление может сильно деморализовать таких игроков, оставляя их беззащитными и подавленными.
Жизнь
Носители аспекта Жизни — одни из наиболее активных и предприимчивых игроков. Они имеют большие планы на будущее и способны свернуть горы ради своих целей. Они также достаточно коммуникабельны и хорошо проявляют себя в коллективах, часто занимая значимые, а то и лидерские позиции. Нельзя отказать Жизневикам и в импульсивности: они особенно легко поддаются на провокации, хотя и стараются сохранять гордость в большинстве ситуаций. Как уже стало понятно, в своей деятельности игроки Жизни тесно соприкасаются с окружающим миром, ставя перед собой объективные цели и применяя прагматизм, когда это необходимо. Учитывая это, а также жажду славы и признания, часто свойственную игрокам этого Аспекта, можно с уверенностью заявлять об экстравертной предрасположенности Жизневиков.
Свет
Чтобы увидеть в Световиках экстравертов, далеко ходить не надо. Хотя они лучше понимают свои психологические потребности и больше склонны к саморефлексии, чем Жизневики, любой игрок Света не может прожить без исследования, изучения и, что самое главное, борьбы за релевантность. Свои фантазии такие игроки предпочитают реализовать на практике, в общении с людьми они раскрепощены, не в последнюю очередь благодаря своей самоуверенности и энергичности (а также импульсивности). Световики часто поспешно принимают решения и могут совершать ошибки по той лишь причине, что слишком мало обдумывали свои поступки. Будучи любопытными, они спешат вмешаться во все происходящее вокруг, а окружающих мир для них — простор для бесконечной самореализации.
Разум
А титул самого экстравертированного аспекта достается Разуму. Казалось бы, почему не Свету или Жизни? Дело в том, что игрокам Разума тяжело наладить связь со своим внутренним миром, не говоря уже о том, что их эмоциональное состояние оставляет желать лучшего. Личности Разумников изменчивы, как и их желания, которыми они часто готовы пренебрегать во имя общего блага. Возможно, игроки Разума не самые коммуникабельные, но под определение «ориентирован на среду» они подходят как нельзя лучше, ведь первостепенной задачей Разумника является манипуляция обстоятельствами с целью предотвратить/реализовать некоторые исходы. Они крайне обеспокоены порядком, и безопасность сокомандников для них скорее всего окажется в приоритете над собственными амбициями. Игрокам Разума под стать сохранять наиболее объективный, не затуманенный эгоистичными желаниями взгляд на вещи. Исключая ситуации, когда они всё же пытаются разобраться в своих чувствах (обычно это заканчивается крайне неловко).
Такая вот занимательная, в большей степени теоретическая статья получилась на этот раз. Согласны ли вы с моей расстановкой? Возможно, по вашему мнению, стоит сместить по шкале те или иные аспекты?
Жду ваши предположения в комментариях! И, как обычно, stay tuned! Впереди ещё много интересного!