Здравствуйте, уважаемые читатели «Фабрики мистики», на вопрос любите ли вы танцы и смех многие из вас конечно ответят «да», но в статье о которой далее пойдет речь эти казалось бы безобидные вещи стали довольно серьезной проблемой, приведшей к страшным последствиям. И так, на дворе 1518 год, место: Страсбург, Эльзас (современная Франция), и Священная Римская империя, от 50 до 400 человек танцевали в течение нескольких дней. Вспышка этого необъяснимого танца началась в июле 1518 года, когда женщины начали страстно танцевать на улице Страсбурга. К началу сентября вспышка начала спадать.
Исторические документы, в том числе: заметки врача, соборные проповеди, местные и региональные хроники и даже заметки, выпущенные городским советом Страсбурга, ясно показывают, что жертвы танцевали, но неизвестно, почему. Исторические источники сходятся во мнении, что была вспышка танцев после того, как одна из женщин начала танцевать, к ней впоследствии присоединилась группа в основном молодых женщин, и танцы, казалось, не утихали. Они длилась так долго, что привлекли внимание страсбургского магистрата и епископа, и некоторое количество врачей в конце концов вмешались, поместив пораженных этим странным недугом в больницу.
Происшествия, подобные этому, как говорят, происходили на протяжении всего средневековья, включая 11 век в Кельбигке (Саксония), где считалось, что это было причиной одержимости демонами или божественного суда. В 15 веке в Апулии (Италия), женщина была укушена тарантулом, яд заставил ее судорожно танцевать. Единственным способом вылечить укус было "шимми" и наличие подходящей музыки, что было общепринятым средством лечения такими учеными, как Афанасий Кирхер.
Соответственно объяснения включали одержимость демонами и перегретую кровь.
До сих пор идут споры о том, танцевали ли эти люди до смерти? Некоторые источники утверждают, что в течение определенного периода чума убивала около пятнадцати человек в день, но источники города Страсбург во время событий не упоминали о количестве погибших, или даже о том, были ли смертельные случаи. Кажется, нет никаких источников, современников событий, которые отмечают какие-либо смертельные случаи.
Основным источником является Джон Уоллер, который написал несколько журнальных статей на эту тему, а также книгу "Время танцевать, время умирать: необыкновенная история танцующей чумы 1518 года". Источники, на которые ссылается Уоллер, в которых упоминаются смерти, были взяты из более поздних отчетов о событиях. Существует также неопределенность относительно личности первоначальной танцовщицы.
Многие ученые считают, что танцы могли быть вызваны пищевым отравлением, вызванным токсичными и психоактивными химическими продуктами спорыньи грибов, которая обычно растет на зернах (таких как рожь), используемых для выпечки хлеба. Эрготамин является основным психоактивным продуктом грибов спорыньи, этот же гриб также был замешан в других крупных исторических аномалиях, включая Салемские суды над ведьмами.
В "Ланцете" Джон Уоллер утверждает, что "эта теория не кажется правдоподобной, поскольку маловероятно, что отравленные спорыньей могли танцевать в течение нескольких дней. И многие люди не отреагировали бы на ее психотропные вещества таким же образом. Также это не объясняет, почему практически каждая вспышка происходила где-то вдоль рек Рейн и Мозель, областей, связанных водой, но с совершенно разными климатическими условиями и урожаями".
Это мог быть яркий пример психогенного двигательного расстройства, возникающего при массовой истерии или массовом психогенном заболевании, при котором многие люди внезапно проявляют одно и то же странное поведение. Это поведение быстро и широко распространяется в эпидемическом порядке. Такой вид поведения мог быть вызван повышенным уровнем психологического стресса, вызванного безжалостными годами (даже по грубым стандартам раннего современного периода), от которых страдали жители Эльзаса.
Уоллер предполагает, что танцы были "вызванным стрессом психозом" на массовом уровне, поскольку регион, где танцевали люди, был пронизан голодом и болезнями, а жители, как правило, были суеверны. Семь других случаев танцующей чумы были зарегистрированы в том же регионе во время средневековой эпохи.
Эта психогенная болезнь могла создать хорею (от греческого хорея, означающего "танцевать"), ситуацию, состоящую из случайных и сложных непреднамеренных движений, которые поражают от части тела к части тела.
А вот эпидемия смеха произошла сравнительно недавно в 1962 году. Случай массовой истерии или психической эпидемии, имел место в Танганьике (ныне Танзания).
Эпидемия началась 30 января 1962 года в деревне Кашаша, в женской школе-интернате. Три ученицы начали бесконтрольно смеяться и плакать, их смех заразил 95 из 159 школьниц, возрастом от 12 до 18 лет. Смех продолжался от нескольких часов до 16 дней. На учителей смех не распространялся, но ученицы не могли удерживать внимание на учёбе, из-за чего 18 марта 1962 года школу временно закрыли. 21 мая занятия попытались возобновить, но это не удалось сделать (эпидемия к тому моменту уже выбралась за пределы деревни).
После закрытия школы учащихся отправили по домам, и эпидемия распространилась на соседнюю деревню Ншамба. В апреле и мае 217 человек испытывали приступы смеха, большинство из них — дети и молодые люди. В июне смехом заразились 48 учениц средней школы для девочек Рамашене находящейся близ города Букоба.
На школу, в которой началась эпидемия, подали в суд. Бесконтрольный смех охватил в некоторой степени все школы Кашаши и соседней деревни. Эпидемия кончилась через 18 месяцев после начала. Кроме смеха сообщалось о сопутствующих симптомах: болях, обмороках, метеоризме, проблемах с дыханием, сыпи, приступах плача и криках]. Всего было закрыто 14 школ, более 1000 человек попали под действие эпидемии.
Одной из возможных причин возникновения эпидемии смеха называют сочетание плохих условий содержания школьниц (неудобные стулья, общежитие без окон и строгость учителей) и невозможности выразить протест; смех был одним из безобидных способов пожаловаться на окружающую действительность.