«Мы сегодня столкнулись с серьезными вызовами. Надо назначать лучших, ответственных и эффективных, а политические разночтения оставить на потом», — объяснял накануне кадровую политику депутатам председатель ГД Вячеслав Володин. Госдума большинством голосов назначила Эльвиру Набиуллину председателем Центробанка на новый, третий, срок. Против проголосовали КПРФ и «Справедливая Россия — За правду», причем в последней назвали переназначение не иначе, как «похоронами российской экономики». О том, почему низкая инфляция — это плохо, — в материале «БИЗНЕС Online».
Почему низкая инфляция — это плохо для экономики
Можно уверенно сказать, что отчетам в Госдуме Эльвира Набиуллина посвятила бо́льшую часть этой недели. Все началось в понедельник с выступления на заседании профильных комитетов, продолжилось общением с фракциями, а сегодня председателя ЦБ «допрашивали» на пленарном заседании. Парламент рассмотрел вопрос о переназначении Набиуллиной руководителем ЦБ на новый пятилетний срок. Исход был предсказуем, но саму процедуру никто не отменял. К тому же депутаты (и в особенности оппозиционные фракции) буквально жаждали встречи с главой Банка России. «3 триллиона сожгли за два дня! Какой же дурак проводит торги в то время, когда вам объявили войну? Ну это можно только корпоративным сговором назвать», — сокрушался в начале марта коммунист Николай Коломейцев и даже предлагал поднять вопрос о замене председателя ЦБ. Спикер Госдумы Вячеслав Володин тогда призывал быть помягче и все-таки дождаться отчета Набиуллиной.
Стоит отметить и еще одну деталь. Президент России Владимир Путин внес кандидатуру Набиуллиной в Госдуму 18 марта — за три месяца до окончания ее пятилетних полномочий. А чуть ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что после начала специальной военной операции глава государства отказался уволить Набиуллину по собственному желанию. Впрочем, Центробанк РФ вскоре опроверг данную информацию. Но это не помешало телеграм-каналам муссировать тему и даже называть вероятных кандидатов на замену.
Российская экономика завершила восстановление после пандемии, обозначила Набиуллина в начале доклада. «За прошедший год ВВП страны увеличился на 4,7 процента. Это максимальный показатель роста за последние 13 лет, с 2008 года», — указала глава ЦБ на цифры, с которыми поспорить трудно. Вместе с тем с 2014-го на экономику давят санкции, и с учетом этого страна взяла курс на дедолларизацию. «С конца 2013-го по 2021 год доля доллара в резервах Центробанка сократилась почти в 4 раза, доля золота выросла в 2,5 раза, а юаня — с 0 до 17 процентов», — повторяла Набиуллина доклад, который уже знала наизусть.
Россия встретила 2022 год с большим запасом прочности, и он помог пережить первые месяцы кризиса, отметила глава ЦБ. При этом признала, что уже принятых мер в условиях беспрецедентных санкций не хватает и экономике необходима структурная перестройка. «Рынки, сбыта, география экспорта, импорта, доля в экономике разных отраслей, степень локализации производства, уровень включенности в международные экономические цепочки, распределение рабочей силы по секторам, спрос на специалистов определенных специальностей, уровень технологичности производственных процессов — практически все это должно сейчас претерпеть изменения», — перечислила Набиуллина. Как будем перестраивать? По словам председателя ЦБ, нужную скорость изменений смогут обеспечить только предприниматели. И поэтому бизнесу надо дать «максимальные возможности для проявления инициативы».
Еще одна не менее важная задача — защитить доходы людей от инфляции. Позже участники сессии подняли тему роста цен не раз, а Набиуллина сделала вывод, что низкая инфляция — это «тоже плохо для экономики». «Должен быть какой-то уровень, который обеспечивает возможность и интерес для производителей развивать и расширять производство», — подчеркнула глава Банка России.
«У России есть все необходимые финансовые ресурсы, никакой дефолт нам не грозит»
Профильные комитеты Госдумы, судя по выступлениям их руководителей, работой Набиуллиной остались довольны. Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что прошлый год вообще был одним из самых успешных для российской финансовой системы. «В принципе, наши инфраструктурные элементы, институты, биржи работают достаточно устойчиво», — описал парламентарий нынешнее положение дел. Депутат от Татарстана Олег Морозов, возглавляющий комитет по контролю, похвалил гостью за создание карты «Мир», систему быстрых платежей и развитие информационных технологий. В целом работу ЦБ можно оценить положительно, отметил депутат. Но в то же время призвал сделать эффективнее парламентский контроль за работой Банка России. Финансовая стратегия регулятора и персональная ответственность его руководителей выходят на первый план, указал Морозов. Прозвучало как намек на то, что можно работать лучше.
Михаил Матвеев (КПРФ) на заседании поинтересовался, чем обусловлено падение рубля, которое наблюдается с момента вступления Набиуллиной в должность. «В 2013 году, когда вы встали во главе, [было] 32 рубля за доллар, а сейчас 77 рублей», — негодовал депутат. По его мнению, никаких объективных предпосылок для снижения курса российской валюты в 2,5 раза не было.
«Мы не проводили политику ни специального удорожания, ни специального обесценения рубля, — указала Набиуллина. — Курс его формировался рыночным образом в зависимости от спроса экспортеров и импортеров. Да, слабый курс выгоден экспортерам, но тем, кто завозит новое оборудование и производит импортозамещение, выгоден более крепкий курс. Он ведет и к снижению инфляции, поэтому наша задача — не столько уровень курса, сколько ограничение его волатильности». Компаниям – экспортерам и импортерам нужен предсказуемый курс рубля, подчеркнула спикер.
Возможность дефолта в России Набиуллина отвергает. «У России есть все необходимые финансовые ресурсы, никакой дефолт нам не грозит», — отрезала глава ЦБ на вопрос одного из коммунистов. Володин назвал это заявление ответственным и предложил депутатам поаплодировать Набиуллиной. Зал отказываться не стал. Алексей Куринный спросил у председателя ЦБ, чувствует ли она персональную ответственность за то, что Россия из-за санкций потеряла половину золотовалютных резервов. Набиуллина ушла от прямого ответа, но заметила, что РФ уже ввела зеркальные меры и инвесторы из недружественных стран, которые вложились в российские ценные бумаги, не могут выйти из акций и облигаций без специального разрешения правительственной комиссии.
Доля ответственности есть и на депутатах, вступился за гостью Володин. «Коллеги, вопрос прозвучал, ответ дан. Для чистоты отношений — мы ресурсы не потеряли, их заморозили, нам надо их возвращать и задачу так нужно ставить. А когда придумываем, что кто-то у нас что-то забрал, у нас много чего забрали, возвращает сейчас себе страна и активы, и территории. Так же и здесь — и деньги вернем, и еще проценты выплатят, надо в это верить. А сейчас кто виноват? А кто виноват в тех проблемах, следствие которых мы до сих пор расхлебываем? Давайте тогда с этого начнем», — сказал спикер ГД.
«Да никто не кредитует никого в войну, и никто за кредитами в войну не ходит!»
«Открытая банковская система — мы должны забыть об этом, такого у нас уже никогда не будет. Больше мы не свободный рынок, это нужно понять на ближайшие годы. Никакого заемного западного капитала больше не будет», — готовил к суровым временам депутат Вадим Кумин. Он объявил, что основная проблема российской экономики сейчас — это банки. После попадания под санкции они стали ахиллесовой пятой системы, и теперь ЦБ придется помогать кредитным организациям для обеспечения нормальной работы. «Время больших банков закончилось, они оказались небольшими. Все банки, включая Сбербанк и ВТБ, оказались очень слабыми», — заключил Кумин, в 2004 году окончивший Академию народного хозяйства при правительстве РФ.
Отчет за прошлый год, вероятно, лучший за всю историю, радовался представитель фракции ЛДПР Аркадий Свистуной. При этом нашлись важные нюансы. Один из них — отсутствие конкуренции в банковском сегменте. Сегодня наблюдается полное господство госбанков, а в сегментах вкладов и потребительских кредитов доминирующую роль играет Сбер, пожаловался парламентарий. «Центробанк создает систему быстрых платежей, чтобы конкурировать с госбанком. А ведущий банк подключается к системе одним из последних, да еще как. Сами попробуйте в приложении на телефоне подключиться к системе быстрых платежей, это же кошмар», — поражался либерал-демократ.
«ЦБ вернул курс, защитил сбережения граждан. Сделано, может, не все. Кто-то нажился. Но это издержки того, что экономика РФ устояла. Сейчас у нас уникальный шанс осуществить все то, что мы не успевали за прошедшие 30 лет», — подчеркнул лидер Новых людей Алексей Нечаев. Эсера Валерия Гартунга также возмущало поведение банков. «Даже сейчас спред (разница между ценой покупки валюты и ценой продажи — прим. ред.) в крупных банках 20 процентов. Это значит, что банки сегодня спекулируют. Кому война, кому мать родна», — отметил депутат. Досталось от него и ЦБ: «Люди побежали в банки, и вы создали такие условия, что банки начали бульдозерами грести деньги. Вы не депозиты граждан защитили. Вы дали легальную возможность банкам поднимать ставки до 30 процентов. Заработали в кавычках, я считаю, что просто ограбили население».
После бурных обсуждений перешли к главному вопросу о переназначении. Гартунг от лица эсеров заявил, что хотелось бы последовать примеру ЛДПР и поддержать Набиуллину, но пока партия не может этого сделать. Представитель «Единой России» Андрей Макаров осудил тех, кто в нынешних условиях предъявляет ЦБ претензии. «Они говорят: как брать кредиты, когда [ключевая] ставка 20 процентов? Да никто не кредитует никого в войну, и никто за кредитами в войну не ходит. <…> Надо было, чтобы люди, которые побежали, поддавшись панике, в магазины, скупая телевизоры, электронику и так далее, которые потом не знают куда деть, мы все это с вами уже проходили много раз, вернулись в банки, а для этого ставка должна оказаться выше инфляции. И Набиуллина на это пошла. И люди ушли из магазинов со своими деньгами и вернулись в банки, и сохранилась банковская система», — говорил депутат.
«А теперь о том, что такое денежно-кредитная политика. Судя по всему, у нас не все это понимают. Так вот, денежно-кредитная политика не в состоянии обеспечить экономический прорыв, но разумная денежно-кредитная политика может предотвратить катастрофу. Вот то, что говорит Набиуллина, — это то, что позволяет в самой сложной ситуации предотвращать катастрофу», — вероятно, описал парламентарий нынешнюю задачу ЦБ.
Голосование о назначении главы Центробанка проходило в открытом формате. В итоге бо́льшая часть депутатов (338 человек из 421) проголосовала за, 83 — против, никто не воздержался.
Фото на анонсе: duma.gov.ru