7 лет музыкальной школы...
Сольфеджио, стопки нот, 3 часа в день у инструмента минимум.
Безупречное исполнение Баха, Моцарта, Шопена, достигнутое сотнями часов у инструмента...
Но почему же люди, которым покорилась бессмертная классика и безупречная техника игры, не могут сесть и сыграть любимую песню?
Огромный музыкальный мир вне классической музыки — хиты по ТВ, любимые песни поколений, романсы, колыбельные, всегда вызывали желание сесть и исполнить свою версию на фортепиано.
Богатое звучание этого инструмента не сравнится ни с одним другим, кроме, может быть органа)
После всех усилий, вложенных в свое обучение музыке, конечно, хочется просто подойти к инструменту и сходу сыграть то, о чем душа поет, или что просят друзья и родные.
Один вопрос: почему только единицы из нас, тех, кто закончил музыкальную школу умеют это делать?
Мы задали этот вопрос выдающемуся пианисту, дирижеру, аранжировщику, преподавателю и автору методики обучения свободной игре на фортепиано Александру Литваку. Александр занимается музыкой 25 лет, и лично обучил более 1000 человек играть на фортепиано свободно.
— Александр, как так получается, что люди учатся играть на фортепиано по 7 лет, играют великие классические произведения, а сесть и исполнить свою любимую песню не могут? Ведь песни намного проще классики.
— Ну для начала, я бы уточнил, что сыграть конечно могут, обычно по нотам и с листа. Но для этого надо найти ноты, распечатать, сыграть, выучить. А часто бывает так, что нот и нет вовсе. И конечно, я понимаю, что вы спрашиваете про свободную игру — сел и сыграл, без нот, сразу, да еще и какая-то своя красивая версия получилась.
Если отвечать кратко, то скажу так: этому просто не учат в обычной детской музыкальной школе.
— А чему тогда там учат? Еще и целых 7 лет.
— В государственных музыкальных школах воспитываются исполнители классических произведений. А что нужно, чтобы исполнять классические произведения? Мы ценим классику именно такой, какая она есть, за каждую ноту, которую великий композитор решил нужным добавить в свое произведение.
Отсюда можно предположить, какие навыки развиваются в первую очередь. Это умение читать с листа и дословно без ошибок воспроизвести на фортепиано то, что написано композитором.
Если говорить про эту задачу, безупречное исполнение классики, —музыкальная школа справляется отлично.
Итого получается так: кто безупречно прочитал написанное, тот получает высшие оценки, тот и справился. Но музыка на этом не заканчивается — за рамками программы остается игра на слух, импровизация, творчество.
Читать дословно то, что написал кто-то другой, — это не творческий процесс, не креативный.
— Выходит, что человеку, закончившему музыкальную школу, для исполнения необходимы ноты и он ограничен тем, что может предложить композитор или автор аранжировки?
— Все верно. Несмотря на развитие музыкального кругозора и техники игры, юный музыкант не развивает слух, то есть не может играть по слуху без нот, а также не привыкает творить — импровизировать, создавать собственные версии мелодий, играть то, что нравится, например, в разных стилях.
Раньше навык безупречного чтения нот и воспроизведения композиций был в почете. Сейчас все же такое время, что он уходит на второй план. Компьютеры научились играть по нотам все, что угодно, в любой скорости, воспроизводить звуки фортепиано и других инструментов.
Компьютер имеет больше возможностей, чем человек за фортепиано. А еще компьютер не ошибается.
Поэтому теперь актуально уметь самому создать необычную версию композиции. Или вообще сочинить свое произведение с нуля, творить, впечатлять слушателей. А не повторять то, что создал кто-то другой.
Этого в программу большинства музыкальных школ еще не добавили, хотя креативное мышление признали одним из самых востребованных навыков XXI века.
— Александр, получается, вы в обучении не используете ноты?
— Конечно, мы используем ноты, чтобы сыграть какую-то конкретную музыку. Но в основном я ввожу обучение нотной грамоте после того, как человек освоился на инструменте, научился что-то играть. Для меня это дополнительное знание, которое нужно для определенных задач, но никак не основное.
Это похоже на дополнительный иностранный язык в школе.
— Расскажите, как вы учите своих студентов? Получается, ваши методы сильно отличаются от обычной музыкальной школы, тем не менее, ваши ученики умеют играть и даже без нот. Как вам это удается?
— Все же большинство людей хочет играть на фортепиано любимые песни и несложные инструментальные композиции, возможно, аккомпанировать себе.
Поэтому свое обучение я начинаю с глубокого понимания музыки. Студент должен понять, что у музыки есть мелодия, есть ритм, есть гармония, и когда мы играем на фортепиано, у каждой руки есть своя функция.
А дальше можно играть все, что захочется — вопрос грамотных занятий в достаточном количестве.
Познакомиться с моей методикой можно абсолютно бесплатно. Если она вам близка, в какой бы точке мира вы ни находились, вы сможете начать учиться по ней. Буду рад видеть вас на обучении!
Узнайте, как научиться играть на фортепиано свободно и на слух с нуля или после музыкальной школы, бесплатно и научитесь красиво играть на фортепиано за 30 дней занятий!