Коворкинги - это что-то исключительно для Москвы и Петербурга? Может, лет десять назад так и было, но сейчас это миф: коворкинги успешно развиваются и функционируют в небольших городах. Более того, это одна из зон роста для всей отрасли. Мы - корпоративный агрегатор коворкингов и офисов Office2Go. Сегодня мы расскажем о том, как коворкинги работают в небольших городах, в чем трудности, а в чем преимущества этого бизнеса в регионах.
Кто запускает коворкинги вдалеке от столиц?
Как правило, первые коворкинги в регионах еще 7-10 лет назад открывали местные предприниматели. Они становились первопроходцами, тестируя новую нишу в своём городе и попутно объясняя местному населению, что вообще такое коворкинг и зачем всё это нужно. Тогда действительно было трудно: первыми клиентами становились друзья и знакомые, объявления о сдаче офисов в аренду размещались на “Авито”.
В последние годы по уже протоптанной дорожке в в регионы активно идут крупные сети коворкингов из Москвы и Петербурга. Но есть и те, кто открывается сразу с прицелом на регионы: например, сеть кампусов для предпринимателей Names с площадками в 16 городах России. Часто в небольших городах местные предприниматели открывают коворкинги по франшизе: так работают, например, сети Meeting Point и Page.
За минувшие годы многие предприниматели, открывшие в своём городе первый гибкий офис, выросли и расширили сеть в другие регионы. Например, сеть “Аник” начиналась с коворкинга в Самаре, а сейчас ей принадлежат коворкинги в Пензе, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Воронеже, Тольятти.
В российские регионы заходят и зарубежные компании: так, у бельгийской сети Regus есть коворкинги в Челябинске и Екатеринбурге.
Бьюти-коворкинги - новый растущий формат
Многие владельцы гибких офисов в регионах отмечают, что бьюти-коворкинги – растущий и очень востребованный формат именно в небольших городах. В таких коворкингах мастера косметологических процедур могут арендовать место на день или на несколько часов. У многих мастеров в регионах есть своя годами наработанная база клиентов, но нет желания переплачивать за аренду офиса - это идеальное решение для них.
“Вместо обычного стола у нас стоит маникюрный, вместо обычного кресла — косметологическое. В середине пространства не чай-кофе, а мойки для головы. При этом кофе-зоны у нас тоже есть, просто они вынесены за пределы кабинетов. В итоге наш коворкинг — как большой салон красоты, только сюда может прийти абсолютно любой мастер — как новичок, так и профессионал. А ещё у нас есть общая зона, где можно поработать с ноутбуком”, — рассказывает основательница бьюти-коворкингов INDI в Казани Элина Исмаилова.
По словам предпринимательницы, после пандемии заполняемость её коворкингов стала больше на 40 %.
В чем минусы работы в небольших городах?
Главная сложность - срок окупаемости. При открытии коворкинга в небольшом городе он гораздо больше. Стоимость рабочего места, которую можно установить для клиентов, здесь в разы меньше, чем в столицах - а расходы если и меньше, то незначительно. Кроме того, в регионах гораздо меньше компаний и фрилансеров, которые смогут стать клиентами.
По словам Зинаиды Шалгиной, основательницы коворкингов WorkCode в Тюмени, на то, чтобы добиться окупаемости ей понадобилось пять лет. Есть и более позитивные истории: некоторым региональным коворкингам удалось выйти на окупаемость за два года. Но всё же лучше рассчитывать на работу вдолгую.
Ещё одна сложность – понимания, чем работа в коворкинге выгоднее работы из дома, в регионах по-прежнему нет. Придется потратить много ресурсов и сил на “просветительскую работу”: объяснять, как небольшие расходы на аренду рабочего места в коворкинге помогут сэкономить и получить дополнительную прибыль впоследствии.
Кроме того, многим коворкингам в малых городах не хватает технического оснащения и комфорта для пользователей, которые уже стали необходимым минимумом для столичных гибких офисов.
“Предприниматели не спешат инвестировать большие средства в ремонт или технические “фишки”. Даже в стремительно повышающем цены на недвижимость Сочи гибкие офисы и коворкинги все еще стоят на месте как по спросу, так и по стоимости. В основном это небольшие помещения, где одна “комната” зонирована на несколько пространств” - считает Иван Гуськов, гендиректор Apollax Space.
Преимущества региональных коворкингов
В регионах у коворкинга гораздо меньше конкурентов (или нет вообще): поэтому клиентов будет больше.
“Рынок настолько пустой и спрос так превышает предложение, что локация в Краснодаре была заполнена на 72% до официального открытия. Это говорит о высоком потенциале масштабирования”, - объясняет основатель сети коворкингов BLOKS Сергей Потанин. Сейчас компания собирается запустить франшизу коворкингов BLOKS в 83 регионах России.
В регионах по-настоящему работает сарафанное радио: резиденты приводят знакомых, друзей и коллег. Вокруг коворкинга быстро нарастает сообщество. Это позволяет значительно снизить расходы на маркетинг и рекламу.
Хорошая дополнительная статья доходов для регионального коворкинга - проведение мероприятий. Если в столицах различных лекций, воркшопов и нетворк-сессий настолько много, что многие люди их уже не замечают, то потребитель из регионов избалован гораздо меньше: именно качественные события могут помочь коворкингу стать точкой притяжения и дать дополнительный источник прибыли. А доход от аренды помещений на мероприятия во многих коворкингах превышает доход от аренды рабочих мест.
По словам Максима Мягкого, основателя коворкинга “Место” в Ростове-на-Дону, коворкинги, в которых не формируется сообщество, быстро превращаются в “унылые офисные центры” - и закрываются.
Перспективы: “переселение” крупных компаний в регионы
Сейчас многие крупные компании открывают в небольших городах свои бэк-офисы – и становятся клиентами местных коворкингов. Например, сеть коворкингов “Практик” открыла площадку в Великих Луках, где есть подразделение “Яндекса”: практически все места в коворкинге сразу же оказались заняты компанией. Другой пример - Пенза: там сейчас открывают офисы многие IT-компании, в том числе и международные стартапы.
Открытие коворкингов в регионах - тренд и новая точка роста для всей отрасли. Гибких офисов будет становиться всё больше - а значит, будет больше сообществ, интересных событий, быстрее будет происходить развитие городской и предпринимательской среды. В этом - социальная польза открытия коворкинга в регионе.
***
Мы - корпоративный агрегатор коворкингов и офисов Office2Go. С нашей помощью найти и забронировать подходящее пространство можно буквально в несколько кликов. Мы работаем с обеими сторонами: компаниям и физлицам и помогаем быстро найти наилучший вариант для работы, арендодателям приводим новых клиентов и повышаем доходы. В приложении вы сможете найти ближайшую площадку, забронировать место, обратиться за консультацией. Если вы арендодатель - в едином окне вы можете управлять всей статистикой и операциями по клиентам.
Будем рады делиться с вами новостями и исследованиями о рынке коворкингов и гибких офисов!