История песен «Потому что нельзя быть красивой такой» и «Как упоительны в России вечера»
«Как упоительны в России вечера,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Ах, лето красное, забавы и прогулки»,
- в конце 90-х- начале нулевых эта песня композитора Александра Добронравова и поэта Виктора Пеленягрэ звучала буквально отовсюду, разительно выделяясь своей задушевностью на фоне «легковесной попсы». Она запала в память и в сердце многим слушателям, став одним из главных «ресторанных хитов» эпохи. Пела её группа «Белый орел», коллектив в изменившемся составе продолжает существовать до сих пор. Пик их популярности пришелся на последние годы прошлого века, тогда в их исполнении зазвучало немало хитовых песен, но в историческом масштабе особенно выделяются две. Примерно в одно время с песней «Как упоительны в России вечера» обрела популярность и другая композиция - «Потому что нельзя быть на свете красивой такой». Обе стали визитными карточками коллектива. О них сегодня и поговорим.
А чей вокал?
«Белый орел» вспорхнул на нашу эстраду в 1996 году и первое время считался одним из самых загадочных проектов. Название группы и песни были знакомы многим, но кто их исполняет? Лицо солиста не было видно в клипах, имя его не называлось. И лишь в Новогоднюю ночь 1998-1999 гг. «тайна личности» вокалиста была раскрыта. Оказалось, что голосом «Белого орла», и основателем коллектива являлся известный бизнесмен и очень влиятельный человек по имени Владимир Жечков, его называли «первым новым русским» в масштабах всей страны.
«Он олигарх такой первый волны, такого первого отжима, настоящий» - так характеризовал Жечкова Александр Добронравов, автор музыки одного из самых больших хитов «Белого орла».
Владимира Анатольевича нельзя назвать человеком, далеким от музыки и массовой культуры, скорее даже наоборот. Во-первых, он получил начальное музыкальное образование по классу скрипки, а во-вторых деятельность олигарха напрямую соприкасалась со сферой шоу-бизнеса и развлечений. Таких, как он, называют «медиа магнатами». Ещё с конца 80-х годов он имел отношение к телевидению, стоял у истоков популярной музыкальной программы «Утренняя звезда», с 1991 года владел агентством «Премьер СВ». Он основатель целого ряда отечественных СМИ. С именем Жечкова связано становление телеканала «Домашний» и специализированного музыкального канала «МузТВ». В наши дни он является единственным общедоступным бесплатным профильным каналом о музыке, который входит в «большую двадцатку» РТРС.
Естественно, что в 90-е годы Жечков оброс нужными связами, на телевидении и в шоу-бизнесе и, когда он решил запеть на всю страну, особого труда ему это не составило.
«Белый орёл» — это моя прихоть. Захотел спеть — спел, захотелось влюбиться — влюбился, захотел нарисовать — нарисовал. Что-то надо делать, чтобы было интересно. У меня же журналы были все эти — «ТВ-Парк», «Кинопарк», это я всё создавал. <…> Тогда я и запел, со скуки. Деньги есть — ума не надо»,- рассказывал Жечков о своём решении стать певцом и создать «Белого орла». Рассуждения, надо признать, вполне типичные для человека его уровня и положения.
Причина, по которой исполнитель не сразу раскрыл свою личность, становится очевидна. Богатых людей с их «прихотями» народ зачастую воспринимает в штыки, а уж тем более в реалиях лихих 90-х к «новым русским» и подавно было сложное отношение. Надо признать, что свою прихоть стать певцом, Жечкову получилось реализовать неплохо. С момента основания в группе «Белый орел» сменилось много солистов, песни, вынесенные на сегодняшний обзор, перепевались разными артистами, но многие меломаны помнят и любят их именно в первом исполнении самим Владимиром Жечковым.
Когда Жечкову пришла в голову идея создать группу, он сначала петь не собирался. Он занимался продюсерской деятельностью, раскручивал певца Александра Ленского, ему и было предложено стать вокалистом, но потом бизнесмена что-то не устроило, и он решил сам занять место у микрофона. Ленский вошел в состав коллектива и взял на себя функции директора, в дальнейшем став ключевой фигурой в истории этой группы.
К тому моменту, когда зазвучали «Как упоительны в России вечера» и «Потому что нельзя быть красивой такой» в арсенале группы «Белый орел» уже имелся один полноформатный альбом «Птица высокого полета». Обе песни, о которых идет речь, вошли в состав второй пластинки «Потому что нельзя быть красивой такой»
«Потому что нельзя быть на свете красивой такой» (муз. И. Матвиенко, ст. М. Андреев)
Фамилии авторов песни навеяли фантазии, а как бы эта романтичная песня звучала из уст Николая Расторгуева, и могло ли такое случиться? Авторский тандем Матвиенко-Андреев известен яркими хитами в репертуаре подопечных Игоря Игоревича, плодами их совместного творчества стали «Самоволочка», «Березы», «Клетки» группы «Любэ», «Тополиный пух» «Иванушек» и многие другие известные хиты. Песня «Потому что нельзя быть красивой такой» создавалась не под заказ, а «сама по себе» и, соответственно, можно предположить, что если бы Жечкову не пришло в голову создать музыкальный коллектив и запеть, то у готовой композиции были шансы попасть в репертуар одного из матвиенковских проектов.
Авторы творили «на расстоянии», проживая в разных концах страны. Михаил Васильевич Андреев – уроженец города Томска. Дело было в 1997-м году. Сесть за перо Михаила Васильевича побудила история любви из его собственной биографии.
«Тогда я очень сильно влюбился. Была девушка, которую я безумно любил. Я до сих пор помню её аромат, её мимику. У меня дико колотилось сердце, когда я думал о ней», -
говорил Андреев в одном из интервью.
В подробности поэт погружаться не пожелал, очевидно, это глубоко личная история из тех, которыми не принято делиться с посторонними.
«Я помню каждый её квадратный сантиметр, но не буду рассказывать» -
такой комментарий дал Андреев в эфире программы «Достояние Республики», посвященной песням Игоря Матвиенко.
По словам поэта и так понятно, что это было подлинное чувство, оставившее неизгладимый след в душе. Образ возлюбленной воплотился в поэтических строках. Листок со стихотворением он вложил в конверт, запечатал и отправил в Москву – композитору Матвиенко. Прежде чем стать песней, стихотворению «Потому что нельзя быть на свете красивой такой» пришлось преодолеть расстояние в тысячу километров.
Игорь Игоревич проникся стихами, строки томского автора всколыхнули воспоминания композитора из собственного опыта. Стоило сесть за рояль - и стихи очень быстро обратились песней.
Зазвучала эта песня в 1997 году, тогда ещё публика не знала, кто именно её поёт, скрываясь под вывеской группы «Белый орел». В клипе на эту песню режиссера Юрия Грымова фигурирует другая, тогда малоизвестная, а ныне широко узнаваемая медийная фигура –модель и стриптизер по имени Сергей Глушко, прославившийся под псевдонимом Тарзан. И сам Тарзан, и его партнерша по съемкам открывали в клипе рот под фонограмму с мужским вокалом Жечкова. Это ещё больше запутало аудиторию в поисках ответа на вопрос, кто же это поёт. Ну не Тарзан ведь? Женившись на Королевой, Глушко, действительно, попробует себя на певческом поприще, но это будет спустя несколько лет, и песню «Потому что нельзя» ему не доведется исполнить ни разу.
Именно с этой песней Жечков выступил в новогоднем эфире, впервые представ перед публикой.
Песню, прославленную голосом бизнесмена и певца Жечкова, впоследствии пели многие. Например, в уже упомянутой программе «Достояние Республики» представить это произведение выпало лидеру группы «Моральный кодекс» Сергею Мазаеву.
На юбилейном концерте к 60-летию Игоря Матвиенко её пел Александр Маршал.
Эта песня – восхищение женщиной, она насквозь мужская по содержанию и по посылу, казалось бы, сложно представить её исполнение от женского лица, однако такие прецеденты были. Спеть эту песню в сопровождении хора МВД под управлением Виктора Елисеева в рамках проекта "Фабрика звезд. Возвращение" решилась победительница 4-ого сезона певица и композитор Ирина Дубцова.
"Как упоительны в России вечера". ( муз. А. Добронравов, ст. В. Пеленягрэ)
Фамилия Добронравов в контексте песенной культуры у большей части аудитории первым делом ассоциируется с поэтом – Николаем Николаевичем, автором огромного количества советских песен, большая часть которых написана совместно с супругой – композитором Александрой Пахмутовой.
Один из авторов хита «Как упоительны в России Вечера», однофамилец поэта – Александр Добронравов. Он композитор, с супружеской четой «живых легенд» советской песни музыкант не имеет ни родственной, не творческой связи, является представителем другой эпохи и другого поколения отечественной эстрадной музыки. Он начал музыкальную карьеру в середине 1980-х, сотрудничал с группой «Браво», Сергеем Крыловым. Тогда же композитор знакомится и начинает соавторствовать с поэтом-песенником Виктором Пеленягрэ, из-под пера которого вышел текст «Как упоительны в России вечера».
Песня преисполнена историческими образами дореволюционной России, по эстетике она близка к ресторанному шансону, чувствуется в ней частичка «эмигрантского» духа. Примечательно, что написал Добронравов эту песню, находясь в США. Композитор никуда не эмигрировал, в середине 90-х ему примерно год довелось отправиться в творческую командировку в Штаты. Уезжая, музыкант захватил с собой небольшой сборник уже проверенного соавтора Виктора Пеленягрэ.
«Интересно, что именно Витины стихи я захватил с собой в самый последний момент — меня словно что-то заставило вернуться с порога именно за ними», - рассказывал композитор.
Этот сборник и пригодился Добронравову в августе 1996 года, когда он однажды вечером в Нью-Йорке решил сесть за работу.. Композитор вспоминал, что перебрал много стихов, пока добрался до сборника Пеленягрэ. Находящегося на чужбине композитора зацепили строчки «Как упоительны в России вечера», действительно, как будто само проведение побудило его взять с собой именно этот текст.
Образные стихи, зазвучав как песня, тронули многих, но в то же время в адрес поэта звучала и критика, кому-то текст показался слишком уж вычурным и пафосными. Отдельные строчки становились предметом шуток, как бы сегодня сказали мемов.
Так случилось, что одно слово из стихотворения Пеленягрэ в песне оказалось заменено
«Балы, красавицы, пролетки, юнкера»,
- так было написано у Виктора Ивановича, в песне вместо пролеток появились «лакеи».
«Именно за лакеев меня больше всего гвоздили, хотя это не моя строчка», - говорил автор стихов.
Пеленягрэ в известность никто не поставил, да и, судя по всему, замена была спонтанной и случилась прямо во время записи. О том, как это произошло рассказал Александр Ленский.
«Володя пришел на студию, настроение у него было неоднозначное, он почему-то спел «лакеи», вместо пролетки и переписывать больше не захотел. Когда Виктор Пеленягрэ услышал, это был большой культурологический шок».
На записи группы «Белый орел» в этой песне наряду с мужским можно услышать и женский вокал. Он принадлежит первой в истории представительнице России на «Евровидении», популярной певице Марии Кац, также известной под псевдонимом Юдифь. Её пригласили, чтобы сгладить «шероховатости» вокала Жечкова.
«Володя не обладал такими вокальным данными, чтобы спеть мелодию, и Мария Кац просто замечательный музыкант, она прикрывала все эти верхние нотки, которые Володя не мог спеть на опоре»,
- такой профессиональный комментарий по этому поводу дал Александр Ленский.
Песня, написанная ещё до основания группы «Белый орел», была отобрана для репертуара лично Жечковым. Александр Добронравов был знаком с ним ещё до командировки в Америку, откуда он привез с собой «Как упоительны в России вечера».
Собрав группу, бизнесмен окружил себя профессиональными музыкантами, предложение о сотрудничестве поступило и Добронравову. К работе над первым альбомом «Белого орла» Александр Андреевич был привлечен в качестве аранжировщика. Когда дело дошло до второго альбома, Жечков попросил Добронравова показать свои песни. При встрече, сидя за столом, композитор включал одно произведение за другим, «Как упоительны в России вечера» была не в первых рядах, до неё прозвучало 11 песен, но именно «Вечера» зацепили бизнесмена и вокалиста.
«Эту к записи. Срочно»,
- сказал Жечков
Масштабностью и размахом отличился клип на эту композицию. Творение режиссера Владимира Янковского было представлено российским слушателям в 1998 году. Музыкальное видео войдет в историю российского клипмейкерства как прогрессивное для своего времени. Это был не просто клип, а мини-фильм с красочными костюмами и декорациями, а главное – с сюжетом и выстроенной драматургической линией, что в те времена в клипах ещё было не принято. Одну из ролей в клипе исполнила актриса Марина Могилевская.
Обретя популярность, в своё время песня стала фактически «негласным гимном России». Она появилась как раз тогда, когда у нашей страны ещё не было современного гимна с новым текстом на мелодию Александрова. Пишут, что в 2000-м, в ходе обсуждения вариантов нового официального музыкального символа страны, звучали предложения сделать гимном именно эту песню Добронравова и Пелинягрэ.
Автор музыки проявился в музыкальной культуре не только как композитор, но и как певец, и его известнейший хит неоднократно звучал в авторском исполнении, на радио и на концертах. В прошлом, 2021 году Добронравов принял участие в проекте «Первого канала» «Три аккорда», для одного из выступлений он выбрал собственную песню.
Солистом группы «Белый орел» Владимир Жечков пробыл до 1999 года. Едва появившись и показав своё лицо публике, он снова ушел в тень, на организаторские позиции. Вокалистом стал Михаил Файбушевич, но он продержался в коллективе недолго, на некоторое время к микрофону снова встал основатель коллектива. Жечков принимал активное участие в деятельности «Белого орла» до 2002 года. В тот же год произошла трагедия, разделившая жизнь предпринимателя на до и после – трагически погибла его дочь Надежда.
Известно, что Жечков уехал во Францию, сейчас живет в окрестностях Парижа. В группе «Белый орел» за время её существования сменилось много вокалистов, бессменным лидером коллектива остается Александр Ленский. Послушаем исполнение песни «Как упоительны в России вечера» в начале 2010-х годов с солистом Андреем Храмовым на концерте в Кремле.
Наряду с Владимиром Жечковым в истории российской песенной культуры есть, как минимум, ещё один олигарх, проявивший себя в песенном творчестве уже в более позднюю эпоху. Только он сам на сцену не выходит, но зато тексты для песен пишет в больших количествах, отметившись в качестве автора в репертуаре многих ведущих певцов отечественной эстрады. Под его крылом обосновалась «Песня года», где его произведения регулярно исполняются. Имя ему – Михаил Гуцериев, но это уже совсем другая история.
Материал написан исключительно в развлекательных и информационных целях на базе информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Если Вам нравится контент канала - приглашаю подписаться на мою группы ВКонтакте, где публикуются анонсы авторских материалов со всех моих проектов.