Каждый высший уровень восприятия речи на слух надстраивается над предыдущим и в таком порядке приобретается в онтогенезе.
Первичные поля слуховой коры обеспечивают восприятие (уровень физического слуха); вторичные — дифференциацию разных звучаний (уровень слухового гнозиса); третичные поля — понимание значений слышимого (смысловой уровень).
Каждое из полей мозга может оказаться работающим неполноценно. На уровне первичных полей это проявляется в виде нарушений физического слуха (глухота, тугоухость), на уровне вторичных полей — в виде слуховой агнозии (неполноценность полей правого полушария влечёт за собой неречевую слуховую агнозию - неразличение шумов окружающего мира, а неполноценность вторичных полей левого полушария - речевую слуховую агнозию (неразличение на слух звукового состава речи).
Неполноценность функционирования третичных полей выступает у детей в виде алалии, а у взрослых (или у детей, уже говоривших до заболевания) в виде сенсорной афазии.
Как правило, наблюдаемые у детей с сохранным физическим слухом трудности слухового восприятия речи причисляются к дефектам фонематического слуха, несмотря на то, что чаще всего нарушаются процессы речевого слухового гнозиса, а непонимание речи носит вторичный характер.
Перед коррекцией важно установить, что именно послужило причиной осложнений слухового восприятия. От этого зависит выбор методов коррекции.
Фонематическое восприятие - это восприятие отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов (то есть глухой-звонкий, мягкие-твёрдый, место звука в слове, порядок звуков, количество слогов, услышать гласные звуки).
Фонематическое восприятие делится на 2 компонента:
Фонематический слух - восприятие звука на слух и дифференциация звуков в речи.
Это первая ступень к овладению грамотой, формируется до 4х лет. В норме не требует специального обучения.
Фонематический анализ и синтез. Сюда входит способность различать особенности и порядок звуков. Без фонематического слуха анализ и синтез невозможен. Формируется он после 4х лет, требует обучения и не осваивается ребёнком самостоятельно.
Фонематическое восприятие включает 5 этапов, которые проходит ребёнок (возраст примерный):
от 0 до 12 месяцев. Отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь. Ребёнок после 6 месяцев откликается на интонацию родителей, а не на образ слова.
от 1 года до 1 года 7 месяцев. Произношение ребёнка неправильное, он не различает правильную и неправильную речь других людей. После 1 года ребёнок уже начинает реагировать на звуковую оболочку слова, а не только на интонацию.
от 1 года 5 месяцев до 2,5 лет. Ребёнок уже начинает слышать звуки и узнаёт их неправильное произношение. Собственная речь ещё остаётся искаженной. В норме к 2 годам ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
от 2,5 лет до 3,5 лет. Активная речь почти полностью правильная. Ребёнок узнаёт неверно сказанные слова.
до 4,5 лет. Завершается процесс развития восприятия звуков. Ребёнок слышит и говорит правильно.
Фонематическое восприятие очень важно для формирования правильного произношения. Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится с произношением взрослого и собственным. Если оба образа совпадают, то возникает правильное произношение.
Нарушение фонематического восприятия приводит к учебной дезадаптации детей в дошкольном и школьном возрасте(дисграфия, дислексия).
Поэтому, если вы заметили какие-то особенности в речи ребёнка, стоит обратиться к специалисту.