Найти тему
MAXIMUM Education

Как я разочаровался в преподавании и влюбился в него снова

Глухов Максим – когда-то ученик образовательного центра MAXIMUM, теперь лучший преподаватель физики в Санкт-Петербурге в 2022 году.
Глухов Максим – когда-то ученик образовательного центра MAXIMUM, теперь лучший преподаватель физики в Санкт-Петербурге в 2022 году.

Всё началось в далеком 2018 году, в конце 10 класса, когда очень остро встал вопрос о моей подготовке к ЕГЭ. Курсы при вузе, куда я ходил весь учебный год, меня разочаровали, ибо готовили меня к олимпиадам, но никак не к экзамену. Я был очень подавлен, не видел никакого прогресса и с большим «удовольствием» играл на нервах родителей…

Всё это продолжалось, пока в один прекрасный день я краем уха не услышал, в будущем для меня очень значительное, но в тот момент пока ещё незнакомое, имя MAXIMUM. Выпускники того года обсуждали преподавателей, с которыми они занимались.

Послушав их восторженные отзывы про подход и экспертность педагогов, я решил записаться на курсы. Кто бы знал, что это решение станет для меня таким судьбоносным!..

Я влюбился в своих преподавателей, а они влюбили меня в предметы. Я был в восторге от наставников, которые становились тебе старшими братьями и сестрами, которые тебя никогда не бросят и не осудят. Результаты экзаменов по русскому языку и физике (предметы, которые я готовил в образовательном центре) были 98 баллов по каждому. Меня очень тогда поразило, как некоторые люди способны вдохновлять тебя на подвиги. И я захотел стать таким человеком тоже.

Быть репетитором-одиночкой непросто

На первом курсе Горного университета, куда с моими баллами я без особого труда поступил, состоялась проба пера в преподавательском поприще. Avito и знакомые родителей помогли найти первых учеников. В тот момент я во всей полноте прочувствовал, как тяжело быть репетитором-одиночкой. Необходимо огромное количество времени тратить на подготовку к занятиям: искать материалы, анализировать уйму информации в виде кодификатора, спецификации и банка заданий ФИПИ.

Сложнее всего было придумать, как в наиболее понятной форме объяснить ученику трудную тему.

Кроме того, безумно трудно было такой объём работы сочетать с учёбой. Когда разразилась пандемия, родители учеников просто отказались дальше заниматься. Никаких договоренностей, за исключением устных у нас не было. Такой уговор нарушить легче простого. Учебный план, который я разработал до конца года, полетел в тартарары.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Тогда мне понемногу начинало казаться, что преподавание – это не моё. Однако, в 11 классе меня отлично научили тому, что нельзя никогда сдаваться. Поэтому, когда Андрей, мой преподаватель физики из центра MAXIMUM, предложил попробоваться к ним, я увидел в этом замечательную возможность.

Рискнул пройти отбор в учебный центр

Помню это лето. На улице +30, солнце греет, а я читаю кучу разнообразных статей в интернете, как нужно себя вести на собеседовании. Разумеется, это вернулось мне сторицей – я прошёл отбор. Тогда думал, что всё позади и уже можно пировать, но, как оказалось, чем дальше, тем интереснее. Меня впереди ждал “Курс преподавателей”.

Под чутким присмотром опытных педагогов, на счету которых был не один 100-балльник, во мне потихоньку рос настоящий преподаватель. На конкретных примерах кураторы “Курса преподавателей” демонстрировали, как подойти к тому или иному сложному вопросу с точки зрения объяснения. Рассказывали, как правильно общаться с учениками, как их мотивировать и вдохновлять.

После 3-х недель взволнованной работы над собой и экзамена, я увидел колоссальный личностный рост. Я, Максим, до и после методической подготовки – два разных человека.

Стеснение ушло. Появилась непоколебимая вера в себя. Я был готов выйти один на один с классом и привести его к заветному результату на экзамене. Ждать пришлось недолго – мои наставники увидели во мне перспективного преподавателя, и уже осенью у меня появился мой первый 11 класс. До сих пор с любовью и ностальгией вспоминаю моих первых ребят. Я помню историю каждого. Материалы занятий предоставлял образовательный центр MAXIMUM, что помогло мне сфокусироваться на том, что для меня в работе педагога наиболее важно.

>> Подать заявку на курс преподавателей

Истинная роль педагога

Я преподаю физику, и мне кажется, что эта наука имеет достаточно высокий порог вхождения. Многие ребятки её сдают, только потому что она нужна для поступления. Они не видят в ней красоты и потрясающей связи математических формул и того, что вокруг нас происходит. Поэтому главной задачей любого преподавателя физики, по моему мнению, это сделать занятия максимально интересными. Стать проводником в основную науку естествознания.

В работе мне очень помогает то, что я нахожусь на одной волне с учениками. Объяснить взаимодействие двух проводников с током на романтическом примере людей с одинаковыми ценностями? Могу. Объяснить условие наблюдения максимума интерференции на примере вечеринки, где все разделяются на пары? Практикую. Эти примеры безумно близки ученикам, они помогают быть эмоционально вовлечёнными в обучение.

Фото из личного архива: здесь я объясняю ребятам тему электрического тока
Фото из личного архива: здесь я объясняю ребятам тему электрического тока

Актуальные мемы и тематические шутки трансформируют преподавателя из ретранслятора материала в интересную личность. Я не стесняюсь делиться жизненным опытом, особенно если он применим к теме занятия; рассказываю про свою жизнь, когда есть время и когда ученикам интересно. Если ученики начинают относиться к тебе как к человеку, они ещё больше будут стараться учиться. Потому что в обратном случае они подставляют уже не только себя. Тем не менее, всегда нужно помнить о личных границах и дисциплине.

>> Стать преподавателем MAXIMUM

Мне всегда казалось, что преподаватель является руководителем своих детей. Вы рука об руку идёте к общей цели. Любое ответственное за группу лицо, должно вникать в нужды подчиненных. Если у преподавателя с учениками выстраивается доверительная и близкая связь, то ему сразу будет понятно, как можно помочь ученикам и подарить им заряд мотивации.

Не уверен, что я смог рассказать здесь что-то абсолютно новое. Я всего лишь хотел показать, как опыт ученика формирует подход будущего преподавателя. Результаты обучающихся напрямую зависят от коммуникации с наставником. Это делает нашу работу ещё более ответственной. Ведь мы учим детей, а они учат нас, и не только в контексте нашего предмета!