Цель: социализация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и формирование у детей мотивации общения и взаимодействия с другими детьми.
Коррекционная составляющая занятия: развитие сохранных анализаторов, стимулирование сенсорной и эмоциональной сферы, а так же тактильного восприятия.
Оборудование: магнитофон.
Материал: колокольчик, мешочек, бубен, осенние листики, покрывало.
Музыкальный материал: Е.Железнова «Танец с листочками», детская релаксация – «Волшебная дорога».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный этап
(ритуалы приветствия)
1. Ритуал приветствия(цель: учить детей по звонку реагировать на начало занятия; помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимания друг на друга).
- Доброе утро!
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались все дети в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
2. Игра-приветствие «Знакомство» (цель: учить детей ждать своей очереди; развивать чувство ритма)
Появление волшебного мешочка.
Мешочек открывай, что там есть, доставай.
Передавая по кругу бубен, отстукивают ритмический рисунок своего имени, называя его по слогам.
II. Интегративный блок
(игры и упражнения, направленные на реализацию задач работы психолога)
3. Зарядка «Руки вверх мы поднимаем» (цель: стимулировать двигательную активность в соответствии с текстом; тренировать умение подражать действиям взрослого).
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём.
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас.
А теперь скорей, скорей
Топай, топай веселей!
4. Пальчиковая игра «Листопад» (цель: развитие мелкой моторики)
Дует, дует ветер
Дует, задувает
Осенние листочки
С дерева сдувает.
Осенью бывает листопад (беседа с детьми).
Листопад, листопад (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья (желтые, красные) летят (встряхиваем кистями рук)
5. Игра «Листопад», «Подними листик» (цель: развитие зрительного восприятия, учить детей действовать совместно с взрослым, действовать в едином темпе со всеми детьми)
Осень, осень листопад
Листья осенние летят (дети поднимают покрывало с листьями, на слово «летят» подбрасывают листья вверх)
Осень (желтую, красную) краску взяла,
И красить листочки она начала.
Ты округ посмотри и листик (желтый, красный) в руки бери.
6. Танец с листочками
Под музыкальное сопровождение (Железнова Е.)
7. Положим листочки в корзину
III. Заключительный этап (ритуалы окончания)
8. Похвалим себя
Взявшись за руки «молодцы» (3 раза)
Колокольчик поет.
Отдыхать нас всех зовет!
9. Релаксация «Волшебный сон»(цель: снижение тонуса скелетной мускулатуры и гармонизация психоэмоционального состояния)
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…(в соответствии с текстом взрослый гладит ребенка)
Отдыхают… Засыпают…
Наши ножки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
10. Прощание
Список используемой литературы:
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г., - М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. Восприятие и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. /Комарова С.В., Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б. – Владос, 2013, -239 с.
3. Жигорева, М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / М. В. Жигорева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 45 с.
4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
5. Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, разработанная С.В. Трифаненковой, педагогом-психологомСОГБОУ «Центр диагностики и консультирования» и А.А. Бабаниной, учителем-логопедом СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования».