Фейк – модное слово, отображающее текущий негативный тренд на обман и манипуляцию сознанием. Чтобы уберечь себя от ошибочных решений, важно замечать обман и определять когнитивные искажения. Разбираться в этом совсем нетрудно, убедитесь сами! В этом материале вы узнаете о самых популярных искажениях, о том, как их обнаруживать и противостоять им. Это поможет делать верные выводы, принимать правильные решения, легче продавать и убеждать в своих идеях.
Люди далеко не всегда мыслят рационально. Это связано с работой нашего интеллекта. Часть нашего мозга генерирует гипотезы, а часть – проверяет их и принимает или отклоняет. Второй части мозга, которая проводит логические рассуждения, достался энергозатратный процесс, требующий усилий и времени. Времени у нас все меньше, усилия прикладывать хочется все реже, поэтому все чаще мы отказываемся от умственного труда и принимаем те или иные утверждения на веру. Потом на их основе строим другие. И так со временем оказываемся в своей собственной реальности, не имеющей ничего общего с истинным положением вещей.
В такую искусственную реальность нас затягивают и соцсети – они лишают нас даже возможности увидеть альтернативную точку зрения, окружая только участниками с такими же искажениями. Искажения приобретают форму убеждений и до поры до времени нам даже удобно не думать самостоятельно, а пользоваться готовыми концепциями, которые уже кажутся нашими собственными. Проблемы появляются, когда мы принимаем на их основе решения.
Доверять информации?
Мы сталкиваемся с большими объемами информации, часть из которой точно недостоверна. Есть частично искаженная информация, а есть намеренно неправдивая. И это продолжает происходить только потому, что мы не хотим тратить силы на анализ данных. Легче согласиться и доверять, в лучшем случае доверять лидеру мнений.
Осторожно, не спешите поддаваться обману, в том числе и верить популярным лидерам, лучше научитесь распознавать обман самостоятельно и сформируйте навык делать это надежно и легко. Самые распространенные когнитивные искажения и правда легко распознаются. Этот полезный навык не заберет у вас много сил, а пользу от него трудно переоценить.
Прямо сейчас вы можете научиться отличать достоверные сведения от ложных и подавать информацию так, чтобы вам сразу верили.
Хотите пример? Достаточно под формой поставить галочку «по умолчанию», и вы получите подтверждение согласия большинства, а если оставить ее незаполненной – людям придется принимать осознанный выбор, в результате чего не решатся даже те, кто был бы не против. По статистике, количество согласных в таком случае будет примерно 4%, тогда как в первом случае их окажется около 90%.
Когнитивных искажений много, разберем самые распространенные, и научимся распознавать каждое.
Прайминг
Речь идет о контексте, в котором происходит общение. На нас очень влияют образы, и мы не отдаем себе в этом отчет. Разместите на стенах изображения с деньгами, и собравшиеся начнут мыслить эгоистично, покажите изображение старости, и они станут медлительнее.
Зная это, во-первых, учитывайте контекст, в котором вы находитесь, постарайтесь оценить его и не зависеть от предложенных вам образов, во-вторых, используйте это знание для влияния на людей. Тщательно выбирайте фон для онлайн-переговоров, подберите одежду и создайте образ, исходя из целей и ориентируясь на собеседника. Для успеха встречи создайте контекст вступительным разговором.
Это трудно назвать обманом, но так мы помогаем собеседнику принять нашу точку зрения охотнее, и так влияет окружение на наши решения.
Полезным будет упражнение: задумайтесь, какой контекст создан для вас, с какой целью и кому это может быть выгодно. Привычка определять созданный контекст будет полезной для развития критического мышления, крайне необходимого в наступившее время перемен и непредсказуемости. Правда, чем больше вы овладеете навыком расшифровывать контекст, тем меньше непредсказуемого будете встречать. Вы сможете даже не угадывать, а знать события наперед!
Иллюзия истины
Нам кажется более правильным то, что больше знакомо. Получается, если ложь повторять много раз, большинство начнет воспринимать ее как правду. Мозг приравнивает истину к ощущению знакомого.
Узнаваемый образ вызывает ощущение безопасного и правдивого. Будьте осторожны и не попадайтесь на это когнитивное искажение.
Почему так происходит? Узнаваемое воспринимать легче. Не нужно изучать заново, настораживаться, проверять или блокировать. Узнаваемое не вызывает сомнения и тревоги – и мы расслабляемся, позволяя другу уговорить нас на что-то полезное, а недоброжелателю – воспользоваться нашей слабостью.
У этого эффекта есть еще одна сторона. Узнаваемое «срабатывает» за счет простоты, и простота может быть воспринята как узнаваемое, соответственно, правдивое и безопасное.
Делаем вывод: люди более склонны верить и доверять чему-то простому, а не сложному. Простые слова легче убеждают, простое сочетание и контрастные цвета дают ощущение правды (полезно знать дизайнерам и рекламщикам).
Для кого-то это станет открытием и ответом на вопрос: почему иногда простое и примитивное работает лучше, чем качественное и креативное?
Правило работает и в обратном направлении. Хотите отобрать среди всей аудитории только думающих и анализирующих? Используйте сложные фразы, сложный шрифт в листовках, плохо читабельный текст и смазанные изображения. Вы можете проверить эту гипотезу в своей жизни. Например, задайте знакомым вопрос: «Сколько животных каждого вида взял с собой в ковчег Моисей?». Вопрос кажется очень простым и обычно собеседник, не проверяя информацию, отвечает «2». Не каждый заметит, что ковчег построил не Моисей, а Ной. Подмена не обнаруживается, потому что Моисей тоже присутствует в библейских историях. Контекст задал правдоподобность. А вот если в вопросе Моисея заменить Стивом Джобсом, нестыковку определят сразу.
Это пример из книги Даниэля Канемана «Думай медленно, решай быстро». В книге вы сможете найти еще немало примеров того, как наш мозг обманывает нас.
Как не попасть под влияние этой иллюзии? Если вопрос важный – анализируйте увиденное и не спешите доверять без проверки, даже если что-то кажется привычным и знакомым.
Эффект привязки
Эффект привязки, или эффект якоря, – один из самых популярных приемов манипуляторов. Распознать обман без подготовки довольно сложно. Суть в том, что людям свойственно отталкиваться от первой доступной информации («привязки»), полученной при принятии решения. Первая реакция, первое, что мы услышали или увидели в связи с интересующем нас вопросом, влияет на то, как мы воспринимаем всю последующую информацию. Это эффект первого впечатления. Все, что происходит дальше, мы сравниваем с первой реакцией.
Достаточно кому-то объявить, что определенная сумма – это дорого, названный объем работы – это много, или определенный предмет – это престижно, и все, что будет дальше, мы будем сравнивать с зафиксированными «якорями». Мы обрадуемся скидке, будем гордиться выполненным объемом или стремиться приобрести престижную вещь только потому, что кто-то потрудился раньше других «вложить нам в уши» определенную информацию.
Только представьте, какую огромную роль в нашей жизни играют преподаватели и наставники, и как легко продавцы могут управлять поведением покупателей!
Как не стать жертвой этого искажения? Если перед вами важный выбор, не сравнивайте варианты, не определив критериев. Не стоит также делать выбор из двух вариантов. Посмотрите вокруг, неужели больше нет альтернатив?
Принимая решение, учитывайте все факты, которые удалось собрать на текущий момент. Учитывать следует и обстановку, и эмоции, и все детали, а не только первую реакцию.
Если хотите, чтобы выбрали ваш вариант или захотели приобрести ваш продукт, постарайтесь, чтобы первое впечатление способствовало этому.
Ретроспективные искажения
Иллюзия понимания прошлого вызывает иллюзию прогнозированности будущего. К примеру, недоброжелатель задался целью опустить конкурента в ваших глазах. Чтобы аргументировать некомпетентность конкурента, вам рассказывают, как тот в прошлом допустил явную ошибку. Саму ошибку преподносят эмоционально, но при этом умалчивают, что в прошлом, когда принималось решение, выбор был далеко не так очевиден, как сейчас. Сейчас бы никто, включая вашего конкурента, такой ошибки допустить не смог бы, тем не менее, в ваших глазах он теряет вес, и избавиться от этого впечатления будет непросто.
Не спешите поддаваться эмоциям, которых от вас ожидают, учитывайте все обстоятельства и особенности исторической ситуации обсуждаемых событий, прежде чем формировать и закреплять свое мнение. Для этого спросите себя: когда и где это было, в каких обстоятельствах действовал человек, чем обстоятельства отличаются от сегодняшних, в чем были его сложности? Кстати, ставить такие вопросы и отвечать на них полезно для укрепления навыков дизайн-мышления.
Только разобравшись в том, как и при каких обстоятельствах событие происходило в прошлом, можно строить гипотезы относительно будущего.
Продолжение следует. Следите за нашим блогом.