Найти тему
Киносноб

Обзор фильма "Нитрам" (2021)

Шокирующая, элегантно рассказанная австралийская драма.

Кадр из фильма "Нитрам".
Кадр из фильма "Нитрам".

В новом фильме режиссера Джастина Курзеля "Нитрам" Калеб Лэндри Джонс играет очень одинокого молодого человека. Похоже, что у него есть какие-то психические отклонения или, по крайней мере, тяжелое расстройство настроения, которое дает ему право на пенсию от правительства. Он по-прежнему живет со своими родителями (Джуди Дэвис и Энтони ЛаПалья); его мать измучена, устала справляться с его вспышками насилия, но его депрессивный отец дает ему все, что он хочет. В течение фильма "Нитрам" - названного так в честь того, как его называли хулиганы молодого человека - этот молодой человек встретит и заведет любопытную дружбу с пожилой женщиной (Эсси Дэвис); он потеряет ее; и он совершит акт насилия, настолько развратный, что изменит ход истории Австралии.

Потому что "Нитрам" в обратном порядке — это "Мартин", а этот персонаж - Мартин Брайант, виновник бойни в Порт-Артуре в 1996 году, в которой погибли 35 человек и еще многие были ранены. В течение нескольких дней после этой трагедии Австралия запретила большинство видов частного оружия, и этот инцидент стал самым страшным массовым убийством в истории Австралии.

Кадр из фильма "Нитрам".
Кадр из фильма "Нитрам".

Но об этом позже. В течение большей части фильма Нитрам расследует, кем был Мартин Брайант до того, как что-то внутри него непоправимо сломалось, превратив его в серийного убийцу. (А может быть, он всегда был неумолимо движим этим путем). Ему нравится играть с местными детьми; он ненавидит принимать лекарства; он хотел бы лучше заниматься серфингом. Он пытается стричь газоны, но он отталкивающий чудак, и большинство людей его сторонятся.

Калеб Лэндри Джонс - трансцендентный, в равных долях жалкий и ужасающий. Под элегантной режиссурой Курзеля и в тонко выверенных руках Лэндри Джонса трансформация персонажа происходит очень тонко, он так деликатно превращается из неудачника, которому нравится играть с фейерверками, в злобную силу разрушения, что вы едва замечаете, как это происходит, пока не становится слишком поздно. Лэндри Джонс позволяет нам увидеть отчаянно грустного человека, скрывающегося где-то внутри, но его игра умудряется одновременно навести на мысль, что, возможно, внутри вообще никогда ничего не было, просто полая оболочка там, где должна быть душа.

Кадр из фильма "Нитрам".
Кадр из фильма "Нитрам".

Его сцены с затворницей Хелен нежны, даже трогательны. Оба они - изгои, и когда она шепчет с восхищением: "Ты выглядишь как кинозвезда", вы чувствуете себя болеющим за эту странную пару. На самом деле обе Дэвис необычны: Эсси - нежная и милая, Джуди - измученная миром и разрушительная. Когда они соревнуются в остроумии - мать пытается вернуть контроль над сыном у интервента, но в то же время понимает, что, возможно, ей будет легче, если он уйдет, — это разрывает сердце.

А когда Хелен уходит, и одинокий мужчина начинает путь, который приведет его в кафе в Порт-Артуре, счет практически сведен к нулю, и мы вынуждены беспомощно наблюдать за тем, как разворачиваются события, которые закончатся невыразимой трагедией.

Кадр из фильма "Нитрам".
Кадр из фильма "Нитрам".

Это всегда непростое предложение - попытаться очеловечить такого массового убийцу. В этом смысле "Нитрам" напоминает "Слона" Гаса Ван Сента, фильм, вдохновленный массовым убийством в Колумбайне, в котором основное внимание уделяется тому, как издевались над убийцами. Являются ли эти фильмы эксплуататорскими и оскорбительными для жертв бессмысленного насилия? Позволяет ли нам просмотр чего-либо на экране отстраниться от реальности мира, делая вид, что эти слишком реальные массовые убийства - всего лишь развлечение? Или же очеловечивание подобного зла заставляет нас признать тот неудобный факт, что убийцы, подобные Мартину Брайанту, на самом деле люди? Я склоняюсь к последнему варианту, и "Нитрам" - один из лучших фильмов на эту тему, которые я когда-либо видел.

Фильм хочет, заставляет нас признать, что Мартин Брайант — это не просто существо абстрактного зла. Он совершил акт зла, но он человек. И, возможно, это самое страшное осознание.

#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #обзор фильма #рецензия на фильм #психологическая драма #драма #триллер

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц