Шокирующая, элегантно рассказанная австралийская драма.
В новом фильме режиссера Джастина Курзеля "Нитрам" Калеб Лэндри Джонс играет очень одинокого молодого человека. Похоже, что у него есть какие-то психические отклонения или, по крайней мере, тяжелое расстройство настроения, которое дает ему право на пенсию от правительства. Он по-прежнему живет со своими родителями (Джуди Дэвис и Энтони ЛаПалья); его мать измучена, устала справляться с его вспышками насилия, но его депрессивный отец дает ему все, что он хочет. В течение фильма "Нитрам" - названного так в честь того, как его называли хулиганы молодого человека - этот молодой человек встретит и заведет любопытную дружбу с пожилой женщиной (Эсси Дэвис); он потеряет ее; и он совершит акт насилия, настолько развратный, что изменит ход истории Австралии.
Потому что "Нитрам" в обратном порядке — это "Мартин", а этот персонаж - Мартин Брайант, виновник бойни в Порт-Артуре в 1996 году, в которой погибли 35 человек и еще многие были ранены. В течение нескольких дней после этой трагедии Австралия запретила большинство видов частного оружия, и этот инцидент стал самым страшным массовым убийством в истории Австралии.
Но об этом позже. В течение большей части фильма Нитрам расследует, кем был Мартин Брайант до того, как что-то внутри него непоправимо сломалось, превратив его в серийного убийцу. (А может быть, он всегда был неумолимо движим этим путем). Ему нравится играть с местными детьми; он ненавидит принимать лекарства; он хотел бы лучше заниматься серфингом. Он пытается стричь газоны, но он отталкивающий чудак, и большинство людей его сторонятся.
Калеб Лэндри Джонс - трансцендентный, в равных долях жалкий и ужасающий. Под элегантной режиссурой Курзеля и в тонко выверенных руках Лэндри Джонса трансформация персонажа происходит очень тонко, он так деликатно превращается из неудачника, которому нравится играть с фейерверками, в злобную силу разрушения, что вы едва замечаете, как это происходит, пока не становится слишком поздно. Лэндри Джонс позволяет нам увидеть отчаянно грустного человека, скрывающегося где-то внутри, но его игра умудряется одновременно навести на мысль, что, возможно, внутри вообще никогда ничего не было, просто полая оболочка там, где должна быть душа.
Его сцены с затворницей Хелен нежны, даже трогательны. Оба они - изгои, и когда она шепчет с восхищением: "Ты выглядишь как кинозвезда", вы чувствуете себя болеющим за эту странную пару. На самом деле обе Дэвис необычны: Эсси - нежная и милая, Джуди - измученная миром и разрушительная. Когда они соревнуются в остроумии - мать пытается вернуть контроль над сыном у интервента, но в то же время понимает, что, возможно, ей будет легче, если он уйдет, — это разрывает сердце.
А когда Хелен уходит, и одинокий мужчина начинает путь, который приведет его в кафе в Порт-Артуре, счет практически сведен к нулю, и мы вынуждены беспомощно наблюдать за тем, как разворачиваются события, которые закончатся невыразимой трагедией.
Это всегда непростое предложение - попытаться очеловечить такого массового убийцу. В этом смысле "Нитрам" напоминает "Слона" Гаса Ван Сента, фильм, вдохновленный массовым убийством в Колумбайне, в котором основное внимание уделяется тому, как издевались над убийцами. Являются ли эти фильмы эксплуататорскими и оскорбительными для жертв бессмысленного насилия? Позволяет ли нам просмотр чего-либо на экране отстраниться от реальности мира, делая вид, что эти слишком реальные массовые убийства - всего лишь развлечение? Или же очеловечивание подобного зла заставляет нас признать тот неудобный факт, что убийцы, подобные Мартину Брайанту, на самом деле люди? Я склоняюсь к последнему варианту, и "Нитрам" - один из лучших фильмов на эту тему, которые я когда-либо видел.
Фильм хочет, заставляет нас признать, что Мартин Брайант — это не просто существо абстрактного зла. Он совершил акт зла, но он человек. И, возможно, это самое страшное осознание.
#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #обзор фильма #рецензия на фильм #психологическая драма #драма #триллер