Вспомогательные военные корабли под флагом России обычно не замечаются случайными наблюдателями, но во время конфликтов внезапно оказываются в центре внимания. Среди них спасательные суда настолько малоизвестны, что их часто забывают при составлении всевозможных реестров и списков кораблей флота.
Российское спасательное судно «Коммуна» имеет долгую и выдающуюся карьеру. Сейчас ему уже 110 (!) лет, и оно до сих пор на военно-морской службе. Независимо от того, считаете ли вы ее элегантной старушкой или древним недоразумением, ожидающим своего смертного часа, «Коммуна», безусловно, является одним из самых интересных кораблей среди флотов всего мира, которые сегодня на плаву.
Характеристики спасательного корабля ВМФ России «Коммуна»
- Водоизмещение: 3100 т при полной загрузке
- Длина: 96 м
- Ширина: 18,57 м
- Осадка: 3,65 м
- Силовая установка: 2×600 л.с. (447 кВт) 6-цилиндровых дизельных двигателей 6ДР30/50 Коломенского завода
- Подводные аппараты: 1 х СГА класса «Приз» проекта 1855.1
- Вооружение: Нет
Долгая история «Коммуны»
Она была заложена в Санкт-Петербурге как «Волхов» в 1912 году и спущена на воду в 1913-м. Как и у несколько других подобных проектов того времени, её задачей было спасать поврежденные подводные лодки. Она делала это как минимум дважды в 1917 году, поднимая затонувшие русские субмарины. «Волхов» также был плавучим доком для подводных лодок во время спасательных работ и буксировки их на базу.
Прототипом российского корабля послужили спасательные суда «Вулкан» императорского флота Германии и «Голубь» (ASR-21) ВМС США. Особенностью всех этих судов была конструкция корпуса – катамаран. Корабли имели две подъемные рамы между корпусами катамарана, чтобы можно было поднимать подводную лодку или другие предметы. Нос и корма корабля соединялись по палубе. Идея козлового крана, поднимающегося между корпусами катамарана, по своей сути разумна, поэтому и была применена во флотах различных государств.
По сравнению с «Вулканом» российский корабль был не только длиннее, но и имел гораздо большее водоизмещение. Он также оснащался более габаритной и грузоподъемной подъемной установкой.
После октябрьской революции 1917 года «Волхов» оказался в составе зарождающегося советского флота. Переименованный в «Коммуну», он продолжал службу на Балтике.
Во время Великой Отечественной войны «Коммуна» находилась в блокадном Ленинграде. Судно использовалось для спасения танков и других транспортных средств, провалившихся под лед. Она также служила плавучей базой для подводных лодок типа «Малютка».
Однако по мере того, как подводные лодки увеличивались в размерах, а спасательные технологии совершенствовались, уникальное судно устаревало. Однако небольшие спасательные подводные аппараты можно было перевозить и обслуживать через центральный колодец, и корабль продолжал жить. Сегодня почти наверняка «Коммуна» – один из старейших действующих военных кораблей любого крупного флота.
В 1967 году «Коммуна» перебралась с Балтики на Черное море. Она получила серьезные улучшения, хотя ее основная конструкция осталась почти неизменной. Теперь она выступает в качестве базового корабля для спасательных глубоководных аппаратов (СГА) и дистанционно управляемых подводных зондов.
Глубоководные подводные аппараты
В 1974 году «Коммуна» была модернизирована для использования в качестве корабля-базы СГА. Для этого ее оснастили подводным аппаратом первого поколения проекта 1837. Эта мини-субмарина могла погружаться на глубину 500 метров и спасать до 20 подводников одновременно.
Поскольку подводный аппарат проекта 1837 выведен из эксплуатации, «Коммуна» была оснащена СГА проекта 1855.1 «Приз», АС-28. У него в целом аналогичные характеристики, за исключением того, что он может погружаться на вдвое бо́льшую глубину. Аппарат оснащен двумя манипуляторами, позволяющими ему выполнять иные задачи на морском дне.
Представляется вероятным, что любые попытки спасения обломков крейсера «Москва», затонувшего 14 апреля, будут связаны именно с «Коммуной». Хотя на момент написания статьи туман СВО был как в прямом, так и в переносном смысле, и уверенности в этом нет.
Большие части затонувших кораблей также можно поднять лебедкой, хотя «Москва», вероятно, слишком велика. Но такие элементы, как пусковые ракетные установки, таким образом можно было бы попытаться спасти.
Кроме того, ВМФ России имеет в Черном море океанографическое разведывательное судно проекта 11982 «Ладога, которое также может быть привлечено к поисково-спасательной операции, но это пока не подтверждено.
- Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
- Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.