Россия — страна с огромным климатическим контрастом. В северных широтах погода летом может быть такой же, как зима в южных, отчего и понятие «тёплый сезон» получается весьма растяжимым. Но как бы ни отличалось реальное лето от календарного, сезонные перепады температур есть на всех широтах. Так что любому автомобилю не помешает подготовка «по погоде». Но особенно полезной наша инструкция будет для тех, кто летом отправляется на своём автомобиле на юг, под палящее солнце.
Подготовьте кузов
После зимних реагентов и весенней слякоти проведите полную мойку и просушку автомобиля. Не какой-то стандартный «комплекс», а капитальную уборку, которая коснётся всех частей машины: колёсных арок и днища, моторного отсека и внешних частей двигателя, его картера и узлов трансмиссии, грязь на которых не видна окружающим, но ухудшает охлаждение агрегатов. Наведите чистоту в багажнике и, если возможно, загляните под ковры в салоне — там может быть мокро и грязно от талого снега, который зимой заносили в салон ногами пассажиры. В некоторых случаях стоит даже применить чистку паром или специальными спецсредствами, чтобы удалить остатки въевшейся грязи и зимних реагентов.
После мойки визуально осмотрите состояние кузова и оцените то, как он пережил зиму. Если на ЛКП есть только мелкие риски и точечные сколы не глубже грунта, то можно ограничиться восстанавливающей и защитной полировкой. Когда на эмали появились сильные царапины и сколы до металла, лучше предпринять срочные меры по их локальному закрашиванию, иначе затем эти места вовсю «зацветут» ржавчиной.
Не обходите вниманием состояние окон. Заметные потёртости и характерный налёт, не удаляемый обычной мойкой (так называемый водный камень), — повод заказать спецполировку для стёкол. Хотя такую процедуру в сочетании с обработкой «антидождём» более целесообразно делать ещё при подготовке к зимней эксплуатации.
Под днищем кузова осмотру подлежат все элементы, которые защищаются антикоррозийным составом. Если покрытие где-то нарушено, то его следует восстановить, а возникшие очаги ржавчины локализовать специальными средствами.
Проверьте системы охлаждения
Главный риск летней эксплуатации — перегревы, провоцируемые жаркой погодой. Поэтому при подготовке к сезону нужно уделить внимание системам охлаждения. Прежде всего — двигателя. Проконтролируйте не только уровень антифриза в расширительном бачке — осмотрите также все патрубки, шланги и хомуты, которые могли покрыться трещинами в зимний период. В жару, при повышенном давлении в системе, возможна ситуация, когда старый шланг просто лопнет. По этой же причине стоит проверить работу клапана, который обычно располагается в крышке расширительного бачка. Наконец, после грязной зимы может потребоваться чистка радиатора — эту операцию многие специалисты рекомендуют делать хотя бы раз в два года.
Отдельные теплообменники бывают и у других узлов (у автоматической коробки, например, или у вариатора). При их наличии надо удостовериться в том, что они тоже не забиты отложениями и грязью.
Не забудьте о стёклах и «дворниках»
Все перечисленные выше работы надёжнее сделать в специализированном сервисе. Но кое-что при подготовке автомобиля к летнему сезону можно выполнить и самостоятельно.
Например, проверить и заменить «дворники». Всю зиму они работали в тяжёлых условиях — велика вероятность, что не только резинка стёрлась, но и каркас мог получить повреждения или растрескаться, утратить подвижность, ослабить крепление и так далее. В этом случае не стоит тянуть до осени с установкой новых стеклоочистителей — даже редкое использование старых летом способно испортить лобовое стекло.
Залейте специальную летнюю омывающую жидкость, способную эффективно очищать следы органики на стекле.
Перенастройте в системе климат-контроля распределение потоков воздуха. Направлять их на лобовое стекло больше нет особой нужны — разве что ранним холодным утром, когда возможно короткое его запотевание. Кстати, бывает и обратная ситуация. Охлаждённая кондиционером нижняя часть стекла может снаружи покрываться влагой, конденсирующейся из тёплого забортного воздуха — когда автомобиль стоит или медленно едет в пробке. Не исключено также, что обдув раскалённого после долгой стоянки стекла ледяным воздухом спровоцирует появление трещины из-за резкого перепада температуры.
Не помешает снять с аккумулятора клеммы и тщательно почистить их. Стоит заглянуть также и на панель с предохранителями. Если на контактах появились окислы, то их следует удалить. Чистота во всех электрических соединениях — лучшая профилактика от «глюков» в бортовой системе.