Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные о Боге братья и сестры, поздравляю всех с праздником! Как же слаба и немощна вера человеческая, как ограничен в духовных познаниях человеческий разум. Мы часто ропщем, плачем, сетуем на Бога, задаем Ему, как нам кажется, неудобные вопросы, требуем от Него скорого ответа, а в нашей жизни так ничего и не меняется – мольбы не всегда остаются услышанными, а просьбы исполненными. Вот как тут не отчаяться? Главный вопрос, который задает человек, всегда начинается с «почему», и этих «почему» может быть великое множество, а ответ всегда один. Неужели Тот, Кто сотворил ухо, не слышит и Тот, Кто создал око, не видит?! Видит и слышит Господь, но не спешит исполнить нашу просьбу не потому, что не хочет, а потому, что в нас совсем нет веры, даже с самое маленькое зернышко, а виноватым у нас всегда остается Бог
По ограниченности своего ума люди и Бога пытаются сделать ограниченным и зависимым от своих суждений. В Евангелии Господь не раз показывал, что Он мыслит и действует иначе – нестандартно, потому одной фразой мог заставить молчать просвещенных законников и учителей народных. Человеку свойственно жить по шаблону в табуированной системе запретов и ограничений, в которой, трезво оценивая свои силы, мы понимаем, что выше своей головы не прыгнешь. Бог же никем и ничем не ограничен, а потому Он действует всегда так, как и помыслить невозможно.
Сегодняшнее евангельское чтение описывает беспрецедентное событие в мировой истории, явление, которое не поддается логическому осмыслению человеческим умом. Это воскрешение умершего человека по имени Лазарь. В Евангелии подчеркивается, что Иисус любил Лазаря и его сестер – точно так же, как Господь любит душу каждого из нас. Так вот, Господь пришел в дом своих друзей, где произошла трагедия. И в горе, и в радости Господь приходит и в наш дом, и все мы по-разному Его встречаем. Как правило, когда нам радостно, мы редко вспоминаем о Боге, когда же горестно и плохо, если и вспоминаем, то зачастую делаем Его виноватым перед нами. Человек со слабой верой непостоянен в своих мыслях. В один день человек может возносить к Престолу Божию благословения, молитвословия, благодарность, и ровно столько же, если не больше, мы можем в тот же самый день обвинить Бога во всех своих неудачах. Человеку всегда легче и выгоднее искать виноватых, проще обвинить Бога, людей, обстоятельства, нежели признаться в том, что его вера несостоятельна.
Вот и здесь, когда Господь входит в дом Лазаря, Его встречают не благословением и приветствием, как это было всякий раз, когда Он посещал этот дом, а колким упреком со стороны сестер Марфы, а затем и Марии: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11: 21). Конечно, нельзя обвинять человека, находящегося в горе, в том, как он выражает свои эмоции, особенно когда он теряет близкого человека. И мы зачастую упрекаем Бога, находясь в скорбных обстоятельствах. Нам кажется, что Бога нет рядом, когда мы в нем очень нуждаемся. Рассуждая по-человечески, становится обидно за Бога. Кажется, что мы настолько мелочны в своих отношениях с Ним, что нам только и нужно от Него чудо и что в этом прослеживается корысть и личная выгода. Так и есть, множество наших молитвословий так и начинаются: «Дай да подай, Господи»! Зададим себе вопрос: «А неужели наша вера зависит от обстоятельств?» Ведь многие так и считают, что если есть благополучие, если все получается, то значит и Бог рядом, а если трудности и сложности, то Бог оставил. И этим магизмом мы пропитываем свою жизнь: помолился – получил, не помолился – Бог наказал. Наши представления о Боге настолько примитивны и узки, что мы делаем его заложником наших удач и неудач.
Запомните! С Богом всегда и везде хорошо – и в горе, и в радости, Он никогда нас не оставляет. А вот мы оставляем Его часто, особенно когда в нашей жизни не все так гладко, как хотелось бы. Вот наша настоящая вера… вера во Христа как Чудотворца, с Которым всегда удобно – когда нужно, Он хлеба и вино умножит, когда кто болеет, исцелит, но идти на Крест за Ним мы не хотим, нам и на земле комфортно. Так Кто же для нас Иисус – Бог или Чудотворец, пусть каждый сам себе искренне признается.
Нельзя упрекнуть Марфу в ее легкомысленности и неверии, она знала о воскресении и исповедала Господа Иисуса Христом. Но ее вера была не более чем знание, которое не имело духовной силы. Мы тоже любим бахвалиться своей верой в Бога, приводить тысячу доводов, участвовать в богословских конференциях, но, когда случается реальная беда в нашей жизни, весь наш запал куда-то уходит. И именно в трудностях по-настоящему раскрывается наша вера в Бога, а потому вера должна быть проверена в горниле испытаний. Теоретические знания о воскресении не дали Марфе, равно как и Марии, духовных сил, чтоб победить в себе скорбь. Они признали воскресение как факт, но по-настоящему уверовали, когда увидели воскресшего брата.
Есть в этой истории эпизод, который не может нас не удивить. Бог плачет. В Евангелии прямо сказано: Иисус прослезился. Слезы нашего Спасителя в очередной раз доказывают нам, что Бог не ограничивается в рамках человеческих умозаключений. Слезы Христа показывают нам, что Он не просто сострадает каждому из нас и воспринимает боль каждого из нас как свою личную трагедию, Господь еще оплакивает неверие наших сердец. Закрытое неверием сердце человеческое есть гроб, в котором заключена наша смердящая душа. Повелением Божиим камень от гроба снимают. Из этого и мы научаемся тому, что мы должны отодвинуть камень неверия с наших сердец. Воскресение Лазаря – это видимый пример укрепления веры для каждого из нас. Как тогда, так и сейчас осподь укрепляет нашу веру на примере Лазаря. Не было такого чуда, чтобы кто-то мог воззвать умершего от смерти, не было такого Повелителя, которому бы так послушно повиновались не только природные стихии, но и ад. Как бы могли узнать ученики Христовы о Воскресении, если бы Господь не явил бы это чудо? Поэтому прежде своего Воскресения Господь раскрывает нам тайну Воскресения на примере своего друга.
Случается, что неверие одолевает нас, особенно в виде помыслов. Пусть это нас не пугает. Признаемся себе честно, что мы не можем понять своим ограниченным умом то, что лежит за границами сверхъестественного. Наш ум, оскверненный грехом, неспособен исследовать тайны и глубины Божии, потому Господь и дал нам свое Божественное Откровение, но путь к уразумению Божественного лежит именно через веру. Доверимся Богу. Не все мы до конца понимаем, что есть воскресение, как это возможно. Это тайна Бога, которую не в силах разгадать человек путем математических расчетов и механических решений. Наш Спаситель воскресил Лазаря не только для того, чтобы дать ему жизнь, а для того, чтобы насадить в сердцах людей веру в Бога, показывая тем самым, что Богу возможно все. Сегодняшний праздник – это воскресение нашей веры. Никогда не сомневайтесь в Боге, Он может все. Уверовать – это значит не доказать или объяснить, это значит довериться и принять.
Обратимся и мы к Богу, чтобы Он отнял от сердец наших камень неверия. Доверимся Священному Писанию, которое есть голос Божий. Отвергнем всякое сомнение, последуем за Христом и будем помнить, что всякий верующий во Христа не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Аминь.
Проповедь иеромонаха Иеромонах Кирилла (Попова) в Лазареву субботу 16 апреля 2022 г