Найти тему
Ликбез для власти

Критерии правоты

Поступил запрос на выявление критериев правоты. В кругу людей, пытающихся коллективно рассуждать и прислушивающихся к мнению других собеседников.

Несколько странно мне показалось поднятие такого вопроса. Так как лично я стараюсь понимать людей и чему-то учиться, открывать для себя новое, иногда и вопреки уже имеющимся у меня знаниям. Но люди разные, и в дискуссиях не все идут на изменение своих базовых настроек, корректировку своего интеллектуального «багажа» ради истины, общего «блага», возникающего из договоренностей собравшихся, да и в целом для нахождения выхода из тупиковой ситуации. Почему люди не хотят слушать других – отдельный большой вопрос, не относящийся к критериям правоты. Последнее мы обсуждать не будем.

Подчеркну главное, такой запрос на критерии правоты вполне даже важный, а возможно и архиважный. Особенно для единомышленников, которые обсуждают серьезные проблемы и ставят не всем приятные вопросы. В месте, где по ряду обсуждений публика делится на два, три и более полярных лагеря.

Запрос есть не на истину (подчеркну), а на подтверждение правоты. В переводе на человеческий язык - запрос на силу или на доказательную базу истинности. Возможно, это главные два мотива требующих правоту.

С этих двух мотивов и откроем первый (вступительный) круг критериев правоты, без понимания которых, основные критерии в дальнейшем будут малопродуктивны. С переходом на второй (основной) круг критериев правоты первые условия утратят свою значимость по причине одноразовости и ограниченности применения.

Итак, первоочередной контур правоты – сила и убедительность.

1. Сила. Применение физической силы, насилия, всяческого давления и прочих (и грязных в том числе) приемов понятны и известны как детям, так и взрослым на протяжении всей многотысячелетней истории человечества. Абсолютно тоже происходит и в дискуссиях, и в завоевании умов и сердец. До сих пор сила для демонстрации правоты (прошу не путать с истинным положением дел) применяется повсюду и на всех уровнях – в быту, на работе, в личных отношениях с окружающими, в супружеской жизни, в управлении государством, в политической борьбе за власть, в контроле над общественностью. Демонстрация силы, как «синонима» правоты, многогранна и не поддаётся подсчету и систематичности в виду неисчислимого количества её проявлений. Поэтому основное, что остается при применении силы на подсознании людей – это что-то деструктивное.

Деструктивные проявления этого критерия - это и:

- неравные условия сторон в споре, в дискуссии;

- регламент и цензура «модераторов» площадки, хозяев «поляны» для выяснения «истины-правоты»;

- нарочитое неприятие аргументов оппонентов;

- полное игнорирование истины, мнений других для грубого насаждения своей позиции.

Но есть и некоторые с оговоркой конструктивные проявления силы для выявления правоты:

- принуждение к равному диалогу;

- призыв учитывать мнение и аргументацию оппонентов;

- в крайнем случае – зеркальное применение «грубой» силы.

Очень важно понимать этот «феномен» силы при выявлении «правоты», чтобы не ослепнуть при давлении оппонентов и в обратном случае не проявить неуважение к собеседникам (в определенных ситуациях – к противникам).

2. Убедительность. Очень важный первичный критерий правоты, в чем-то родственный с Силой. Но главными его характеристиками являются:

- громкость – охват широкой аудитории, активное привлечение внимания сторонников и противников к своей позиции;

- понятность. Не всегда истинность, но принятие большинством;

- измеримость. Привязка к доказательной и измерительной базе;

- применимость. Опора на опыт, на историю, апелляция к научным кругам, к знаниям;

- реализованные дела, проекты. Даже если дела маленькие, или сделаны не очень хорошо, или с неадекватной растратой ресурсов – люди все равно это воспринимают как железный аргумент.

Только связка силы и убедительности позволяет быстро и грубо продвинуть даже неправду в критерий правоты, после чего даже подавляющее большинство несогласных будут вынуждены считаться с навязанной позицией.

Убедительность без силы и силу без убедительности, как критерии правоты, рассматривать не будем. Это шаткие и ненадежные конструкции.

Но сила и убедительность, как критерии правоты, не интересуют в первую очередь людей искренне пытающихся договориться и стремящихся к соборному мнению.

Для них важно приблизиться к истине и найти лучший выход из тупиковой ситуации. В таком состоянии эгоизм и враждебность исключены, поэтому критерии правоты уже другие. А именно:

1. активный поиск решения, совместное дополнение информацией, отказ от увиливания от ответов на поставленные вопросы. Если сторона избегает этого – она уже не права.

2. результат, реальное дело, научные знания, зафиксированные факты (конкретный измеритель). Как всего лишь одно из проявлений Убедительности во взаимном и доброжелательном кругу – сильнейший критерий правоты. Но если стороны заняли враждебные позиции, то сам по себе этот критерий недостаточен.

3. простота, наикратчайший, наименее затратный путь к решению (конкретный измеритель). Во всех проявлениях жизни всегда люди и общественность сталкивались с новыми трудностями, с нерешаемыми проблемами и даже старыми, возникающими вновь. На накопленный опыт и проверенные решения здесь не всегда получается опереться. Необходимо новое решение. В этом критерии ключ ко многим проблемам – несогласие и неготовность к новым решениям и подходам означает неправоту. Новый поиск не обязательно автоматическое принятие оригинальности и новизны, но обязательно принятие в расчет взвешенного решения, опираясь на опыт и новые проблемы.

Таким образом, истинными критериями правоты являются конкретные измерители и наикратчайший (менее затратный) путь к решению проблемы (второй и третий основные критерии).

И всё это после должно быть согласованно и утверждено всеми сторонами дискуссии, спора или собора людей (первый критерий правоты).

Все основные проблемы невозможности договориться, решить споры и намеренного разжигания полемики лежат в этих двух контурах критериев правоты.

Лично я сторонник второго контура при общении с открытыми и адекватными людьми.

В других случаях я учитываю только первый контур – силу и убедительность.

#истина, #полемика, #правота #дискуссии #спор