-Чем занимаешься? Логопед это врач?
-Аааа, ты логопед? Са-со-сы?
-А я, кстати, в детстве БУКВУ Р не выговаривал!
За годы практики, при знакомстве с новыми людьми я наслушалась множество таких ассоциаций. Забавно, местами разражающе, а вместе с тем и показательно. Как правило, даже родители детей, обращающихся ко мне, до конца не понимают, какие же проблемы может решить логопед.
Множество из них уверены, что мы занимаемся исключительно с говорящими детьми перед школой. Во многом в этом виноваты и специалисты на рынке логопедических услуг, и врачи (которые берут на себя ответственность писать логопедические заключения), и отзывы родителей, которые обращались именно за этим. Да и не кривя душой, скажу что ещё 20 лет назад логопедия не решала и половины проблем, на преодоление которых способна сегодня.
И так, поехали. С какими же проблемами можно прийти к логопеду и как сформировать запрос?
Для удобства разделим проблемы на блоки.
- Ребёнок (старше одного года, при нормальном зрении и слухе) не разговаривает. Запрос к специалисту будет звучать так: выяснить, почему речь задерживается в своём развитии; сформировать базу для произносительной стороны речи. ‼️Внимание❗️Не правильно сразу просить о запуске речи, это НЕВОЗМОЖНО❗️
- У ребёнка проблемы со ртом: перекосы, короткая уздечка губ, языка, неправильный прикус. Тут запрос будет на МИОФУНКЦИОНАЛЬНУЮ коррекцию.
- Ребёнок все тянет в рот, скрипит зубами, не жует, давится при глотании. Запрос будет либо на работу по закрытию рефлексов, либо на запуск жевательного, небного и глоточного рефлексов.
- У ребёнка текут слюни. Запрос: определить по какой причине это происходит, а далее укрепить либо круговую мышцу губ, либо научить ребёнка сглатывать слюну.
- Ребёнок путает звуки между собой: заменяет [б] на [п]; [д] на [г]. Запрос должен быть такой: определить ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ (различение звуков на слух) или ДИСПРАКСИЧЕСКИЕ (путает позицию звука) это проблемы и далее попросить их исправить.
- Ребёнок не выговаривает ЗВУКИ (не буквы, буквы мы пишем и читаем, звуки произносим и слышим). Соответственно здесь все просто, просим поставить и автоматизировать звук.
- У ребёнка мало слов. Запрос будет такой: накопить пассивный (понимание) и активный словарь. Простроить ассоциативные связи между словами (чтобы ребёнок мог понимать из какой категории это слово: овощи, одежда или обувь; мог к слову подобрать ассоциации снег - белый, холодный, идёт зимой).
- Ребенок путает окончания, не пользуется фразой, выбрасывает предлоги, путает род и тд. Тут запрос будет на коррекцию грамматического строя речи.
- Так же логопеды занимаются развитием внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
Теперь мы чуть лучше познакомились с Вами. Надеюсь это было приятное знакомство! И помните, чтобы найти нужного Вам специалиста, важно грамотно сформировать запрос‼️