Мы запускаем цикл статей об уходе за велосипедом: как продлить жизнь своему велосипеду и избежать лишних трат на ремонт.
Уход за велосипедом можно разделить на два уровня:
- Поддерживать в рабочем состоянии и вовремя выявлять неисправности. Как это делать - мы разберемся в этой статье.
- Продлевать срок службы велосипеда, обслуживая тормоза, втулки и амортизаторы. Как это делать - мы расскажем в следующих статьях.
Что представляет из себя первый уровень?
На первом уровне мы не будем углубляться в сложные механизмы, а научимся чуть лучше понимать свой велосипед с минимальным набором инструментов.
Итак, чтобы наша первая в сезоне прогулка не была испорчена из-за отказа тормозов, спущенного колеса или порванной цепи, нам нужно пройти несколько этапов:
- Помыть велосипед.
- Проверить затяжку болтов.
- Проверить состояние подвижных узлов.
- Проверить состояние колёс.
- Проверить состояние тормозов.
- Проверить состояние привода (переключателей и других элементов).
- Проверить состояние подвески: вилки и заднего амортизатора.
Какие инструменты понадобятся:
- набор шестигранников (мультитул),
- гаечные ключи,
- насос с манометром,
- насос высокого давления (если у вас воздушные амортизаторы).
Также желательно, но не обязательно, иметь динамометрический ключ и измеритель износа цепи (калибр).
Кто говорит?
Авторы этой статьи — ВелоСтрана — это сеть велосипедных магазинов и мастерских. На этом канале мы делимся опытом наших консультантов и веломастеров в подборе велосипедов, их обслуживании, ремонте и всех остальных радостях велосипедной жизни.
Готовы? Приступим к мойке.
1. Моем велосипед правильно
В первую очередь, после зимы нужно избавиться от пыли и застаревшей смазки. Промойте всё, до чего сможете дотянуться. Для очистки звёзд, сложных узлов или спиц существуют удобные щётки, а для цепи — специальные машинки. С ними этот процесс будет приятнее.
Мы не рекомендуем мыть велосипед мойкой высокого давления, но, если очень хочется, делайте это осторожно и с большого расстояния: вода может попасть в подшипники во втулках и прочих узлах, а она там совсем не нужна.
С автохимией лучше не экспериментировать, агрессивные составы разъедают резиновые уплотнители и некоторые типы покрытий на ногах вилок и амортизаторов. Лучше использовать велошампуни: они безопасно растворяют всю грязь, а, например, Muc-Off ещё и очень вкусно пахнет.
2. Проверяем затяжку болтов на велосипеде
Все неподвижные соединения (вынос-руль, шатуны-ось, педаль-шатун и т.п.) нужно:
- проверить на прикипание: немного открутить болт или гайку и закрутить обратно, при необходимости смазать резьбовой смазкой. Если не проделать такую операцию, то в нужный момент вы просто не сможете раскрутить какой-нибудь болт из-за коррозии.
- протянуть болты (идеально — динамометрическим ключом), контролируя момент затяжки, чтобы не сорвать резьбу. Часто около болтов указаны рекомендуемые моменты в ньютон-метрах (N*m).
3. Проверяем состояние подвижных узлов велосипеда
Все подвижные узлы (рулевая колонка, каретка, втулки колёс, платформы педалей и т.п.) должны вращаться плавно, без заедания и посторонних звуков. Прислушайтесь: если при вращении слышен шелест или похрустывания — в подшипник попали песчинки, которые со временем выведут его из строя.
Проверьте наличие люфтов — покачайте шатуны и колёса, держась за раму. Люфт в рулевой колонке можно обнаружить, если зажать передний тормоз и покачать велосипед вперёд-назад.
Каретку лучше проверять со снятой цепью, чтобы не мешали посторонние звуки. А шатуны лучше проверять на ходу: они могут не издавать звуков, если вы крутите их руками, но хрустеть под нагрузкой.
Если с подвижными узлами всё в порядке, просто подтяните все контргайки и болты. Ну а если заметили проблемы, узел придётся перебирать. В одной из следующих статей мы расскажем о нюансах переборки каждого узла.
4. Проверяем состояние колёс велосипеда
Посмотреть состояние резины
Осмотрите состояние покрышек: не слишком ли потёрта резина? Не появились ли трещины или порезы?
Если всё в порядке, накачайте колёса до нужного давления. Для этого понадобится насос с манометром. Рекомендуемый диапазон давления обычно указывается на самих покрышках, а выбирать значение внутри него вы можете, исходя из вашего веса и дорог, по которым планируете ездить.
Если у вашего велосипеда не автомобильный стандарт ниппеля (он же «Schrader»), а «Presta» — купите переходник. Он стоит недорого, но с ним вы сможете подкачать колёса в любой автомобильной шиномонтажной мастерской.
Убедитесь, что камеры держат давление. Латки на камере (если они были) могли отклеиться за время простоя.
Если у вас бескамерные покрышки, в начале сезона нужно заменить герметик, так как старый мог высохнуть и потерять свои свойства.
Проверить натяжение спиц
Проверьте натяжение спиц, попарно сжимая их в местах пересечения пальцами. Спицы не должны сильно провисать или болтаться.
За ориентир можно принять, что прогибание не должно быть больше 5 мм.
Далее осматриваем обода на наличие «восьмёрок» или вертикальных биений. Если больших дефектов и сильно расслабленных спиц нет, можно переходить к проверке тормозов.
Если «восьмёрка» сильная, придётся протягивать спицы. Для этого лучше обратиться в мастерскую, потому что без станка для сборки колёс очень легко всё испортить. Если вы всё же хотите протянуть спицы самостоятельно, можно смастерить центровочный станок дома: из самого велосипеда, линейки и скотча. Мы готовим статью, в которой подробно расскажем, как это сделать.
5. Проверяем состояние тормозов велосипеда
Ободные тормоза (V-brake)
Проверьте, ровно ли стоят колодки и симметрично ли ходят рычаги. Оцените состояние колодок — обычно на них отмечены контрольные линии допустимого износа. Если стёртость приближается к этой линии, колодки необходимо заменить. Если колодки изнашиваются неравномерно, скорее всего, они неправильно установлены и их нужно отрегулировать.
Тормозная ручка должна доходить примерно до середины хода. Если она проваливается до руля — тормозам требуется настройка.
Дисковые механические тормоза
Проверьте положение калиперов, степень износа колодок и дисков. Затем протяните крепления и роторы на втулке. Если там торксы (шлицы в виде звёздочки), а не обычные шестигранные болты, вам понадобится специальный ключ, которого может не оказаться в мультитуле.
Мы не рекомендуем смазывать тросы. Сразу после смазки может показаться, что тормозная система работает более плавно, но на тросы быстро налипает пыль. Она попадает под рубашку, где создавшееся трение ускоряет износ. Если хотите получить лучшее скольжение в рубашке, замените обычный трос на трос с тефлоновым покрытием.
Дисковые гидравлические тормоза
Кроме проверки положения калиперов, износа колодок и дисков, обязательно проверьте ручку и калипер на предмет подтеканий, осмотрите гидролинию на предмет заломов или трещин, особенно в местах соединения.
За время простоя в системе мог скопиться воздух. Чтобы избавиться от него, приподнимите переднюю часть велосипеда, чтобы ручка оказалась как можно выше относительно калипера, и прокачайте 10-20 раз. Это движение выпустит воздух в расширительный бачок.
Желательно полностью менять тормозную жидкость 1 раз в сезон. Тормозная жидкость гидрофобна, поэтому со временем теряет свои свойства от влаги из воздуха.
В случае проваливания тормозной ручки к рулю требуется прокачка тормоза. С такой проблемой лучше обратиться к профессионалам, но реально справиться и в домашних условиях. Расскажем об этом в одной из следующих статей. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
6. Проверяем состояние привода (переключателей и других элементов)
Переключатели передач
Протяните крепление переключателя передач.
Пощёлкайте передачи, вращая педали. Если они срабатывают не чётко, или при нажатии на манетку вообще ничего не происходит — требуется настройка. У нас на канале выходили ролики с инструкцией, как настроить передний и задний переключатели.
Цепь
Проверьте, не растянулась ли цепь. Определить степень её износа можно с помощью линейки. Для этого измерьте расстояние между центрами соседних пинов (шаг цепи). Если шаг равен 12,7-12,8 мм — цепь не растянута. Для верности измерьте расстояние между центрами пинов 10 звеньев, оно должно равняться 127,8-128 мм.
Можно замерить износ цепи бесплатно в ближайшей мастерской. Там для этого используют цепемер (калибр). Он показывает растяжение в процентах: 0, 0.5, 0.75, 1. Такой инструмент полезно иметь и дома, чтобы контролировать степень износа.
Если всё в порядке, убедитесь, что цепь чистая и смажьте её велосипедной смазкой. Солидол, машинное масло и прочие не специальные масла использовать нельзя, так как на них налипает пыль и песчинки, что ускоряет износ цепи.
Если цепь растянута, её нужно поменять, так как она будет «съедать» звёзды. При выборе новой цепи нужно учитывать количество скоростей, а для установки потребуется специальный инструмент — выжимка (подробнее об этом в нашем видео).
Звёзды, кассета или трещотка
Если вы ездили какое-то время с растянутой цепью, скорее всего, будут изношены звёзды и кассета (или трещотка). Их состояние можно понять по форме зубцов: они начнут деформироваться и заостряться:
Передние звёзды бывают сменные, а бывают на заклёпках — в таком случае меняется вся система шатунов в сборе.
Выбрать новую цепь, звёзды и кассету или трещотку можно у нас в каталоге запчастей, а получить помощь в подборе — через сообщения ВКонтакте, в Телеграм или по телефону. Но в некоторых случаях для грамотного подбора запчастей нужен осмотр велосипеда мастером, так как существует очень много стандартов креплений и совместимых или несовместимых между собой деталей.
В каждом магазине ВелоСтрана есть мастерская, поэтому вы можете не мучиться с изучением всех нюансов, а просто зайти и посоветоваться с квалифицированным мастером. Это бесплатно :)
Обязательно ли менять цепь и звёзды, если заметен износ?
Работать трансмиссия с сильным износом может долго, но цепь может проскакивать на звезде или вовсе порваться под нагрузкой, а это довольно травмоопасно. К тому же от состояния цепи и звёзд зависят ваши ощущения от велосипеда в целом: как переключаются скорости, как вы чувствуете передачу усилия от вращения педалей. Скорее всего, велосипед нужен вам для получения приятных эмоций, а плохо работающая трансмиссия будет их сильно портить.
7. Проверяем состояние подвески: вилки и заднего амортизатора велосипеда
Мягкая вилка и задний амортизатор (если они есть на вашем велосипеде) могут быть очень разными по своему внутреннему устройству: от самых примитивных пружинных до очень сложных воздушно-масляных. Но любой механизм важно периодически очищать и проверять его состояние, чтобы не доводить до поломок.
Шаг 1
Осмотрите ноги вилки на предмет потёртостей, сколов, вмятин и подтёков масла. Почистите сальники снаружи и проверьте, нет ли на них трещин.
Шаг 2
Проверьте, хорошо ли затянуты болты в нижней части штанов (если они доступны на вашей вилке).
Шаг 3
Убедитесь в отсутствии люфта ног вилки в штанах. Для этого зажмите передний тормоз и покачайте велосипед, прислонив палец к месту входа ног вилки в штаны. Если чувствуете движения ноги вперед-назад относительно штанов (а не вверх-вниз), это может быть признаком неисправности.
Для некоторых моделей вилок небольшой люфт уже с завода — это конструктивная особенность, а не неисправность. В таком случае нужно следить за тем, чтобы он не увеличивался.
Если люфт явно выходит за пределы допуска, то разобраться в причинах без вскрытия вилки не получится. При этом велика вероятность, что потребуется замена бушингов (втулок скольжения) или других деталей, которые сложно найти в продаже.
Шаг 4
Проверьте работу вилки. Встаньте на велосипед и, опираясь на руль, под своим весом прожмите вилку. Если вилка сжимается и разжимается рывками, или вы слышите посторонние звуки, вилку стоит перебрать: обновить смазку и проверить состояние её внутренностей.
Шаг 5
Если у вашей вилки есть воздушная камера, проверьте её на герметичность. Накачайте её до подходящего под ваш вес давления (чаще всего давление обозначено на наклейке с внутренней стороны штанов вилки). Через некоторое время проверьте, не упало ли оно. Для накачивания понадобится насос высокого давления.
В итоге по вилке и амортизатору
Если вы не обнаружили явных проблем, после тщательной очистки смажьте ноги вилки и шток амортизатора силиконовой смазкой. Обязательно вытрите излишки, чтобы они не набрали на себя пыль.
Даже если вилка работает хорошо, для продления её жизни нужно регулярно делать тех. обслуживание: вынуть ноги из штанов, вычистить всю пыль и обновить смазку. Производители обычно дают рекомендации по интервалам обслуживания в часах или километрах пробега, в среднем желательно делать это хотя бы раз в год-два (после сезона).
Чтобы понять фронт работ и определиться, хотите ли вы за это браться самостоятельно, посмотрите эти ролики про пружинную и воздушную вилки. А скоро на этом канале появится подробная статья на эту тему.
Дорогостоящую вилку лучше не пытаться обслужить самостоятельно, так как её ремонт, в случае вашей неудачи, выйдет гораздо дороже стандартного обслуживания в мастерской. А некоторые запчасти можно и вовсе не найти на замену. Это же касается и заднего амортизатора.
Вот и всё!
Теперь вы уверены, что велосипед исправен, и ваша покатушка не будет испорчена внезапной поломкой.
Надеемся, что вы узнали что-то новое из этой статьи. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие.
И не забывайте, что мы всегда готовы проконсультировать по любому вопросу о вашем велосипеде и его обслуживании, или помочь выбрать новый.
Наши контакты:
Телефон: 8 (800) 100-22-33
ВКонтакте
Телеграм
Сеть магазинов велосипедов: ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских: ВелоМастерская.ру
ПОЛЕЗНЫЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Все про смазки и масла
Как заменить цепь на велосипеде
Как настроить передний переключатель
Как настроить задний переключатель
Как перебрать и смазать пружинную вилку SUNTOUR XCT, XCM, XCR
Как перебрать и смазать воздушную вилку ROCK SHOX PIKE
Как перебрать и смазать воздушную вилку FOX 34
Как настроить дисковые тормоза
Как настроить ободные тормоза
Как перебрать и смазать втулку на шариках (насыпных подшипниках)
ТОП 10 ошибок при обслуживании велосипеда
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
▶ YOUTUBE
▶ ВКОНТАКТЕ
▶ ТЕЛЕГРАМ
▶ ОДНОКЛАССНИКИ
▶ RUTUBE