Продолжение... Начало здесь - тынц на ссылку!
Действие четвертое. Паштет и MCDU.
- Аэрофлот 1426, следуйте на точку DIPOP!
- Ээээ, простите, не понял...
- На точку DIPOP следуйте по прямой!
- Эээ, а можно по-русски? Куда следовать?
(Да уж, темный парень... Ведь каждому же понятно, что в точке DIPOP начинается схема прибытия (STAR) DIPOP 3 ECHO?)
- Понял, зайдем издалека! Паша, ищи большой калькулятор, он слева и вперед от РУД. Такой же есть и справа. Называется оно - ЭмСиДиЮ (MCDU - Многофункциональный блок управления и индикации)
- Да, есть такой.
- Теперь ищи в верхнем ряду кнопку DIR. Она самая левая в верхнем ряду.
- Есть.
- Нажимай её. Потом набирай на клавиатуре Дельта, Индиа, Папа, Оскар, Папа - DIPOP.
- Набрал, снизу в строчке появилось.
- Теперь тыкай левую верхнюю кнопку сбоку от экрана. Рядом с ней есть надпись waypoint. Потом нижнюю правую, там insert.
- Да ну нафиг. Чего-то не то. Да и зачем мне это нужно? Давайте векторы - я долечу куда надо. Так проще будет.
- Аэрофлот 1426... Вы уверены, что так будет проще?
- Да.
- Ну, хозяин - барин. Курс 092, до точки 32 мили. Над точкой вам нужно занять FL150. Сию у вас 290. Подсказка - надо бы выдерживать вертикальную скорость 1900-2000 футов в минуту, иначе окажетесь сильно выше.
(А вот это - отказ от полноценного программирования автопилота - главная ошибка! Подозреваю, что совершена она потому, что Паша прекрасно понимал, что это всего лишь тренажер. И ему просто интересно было "попробовать так". Однако, отказавшись от программирования автопилота мы лишаем себя не только автоленда или захода по точным системам, но и банальной помощи в расчете и выдерживании оптимальных параметров полета, что и сказалось в дальнейшем. Разумеется, и "пассажир" и пилот 737 этой ошибки бы не допустили. Для пассажира автоленд это вообще единственный шанс...)
Действие пятое. Паштет и профиль снижения.
Опытный (теперь уже) в обращении с автопилотом Паша накручивает задатчик высоты на 15 000 и тянет его на себя. Молодец, все правильно сделал, но... проблема возникла именно в вертикальной скорости. Ну хоть ты тресни, но она меньше... Что делать? Ответ очевиден - найти на панели автопилота задатчик вертикальной скорости и задать требуемое значение! Все согласны? Вот то-то и оно. Хотя это ответ не совсем правильный. Смотрите: как только Паша задал новое значение высоты меньшее чем текущая высота и вытянул задатчик на себя (altitude - selected) - включился режим OPEN DESCENT - СНИЖЕНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ. В этом режиме самолет снижается на режиме малого газа, соблюдая заданную скорость, но не соблюдая ограничения по высотам, имеющиеся на схемах (поэтому и без ограничений). То есть вертикальная скорость в этом режиме это функция от заданной скорости и качества самолета. Есть вариант снизиться быстрее - нажать кнопку EXPED - в этом случае самолет будет снижаться так быстро, как только возможно, при этом скорость он будет держать 340 узлов.
Но есть еще более правильный способ, хотя Паше еще только предстоит о нем узнать... А пока... А пока Паштет отключил автопилот, как не справившийся с задачей. Логично, автопилот ограничен заложенной в него логикой, а вот летчик-ас может делать что угодно. И летчик-ас это делал - пикировал со скольжением и легкими изменениями курса (змейкой) в нужные точки. И еще - Паша встал на скользкую дорожку обмана - он докладывал о проходе заданных точек на заданной высоте, хотя был он чуть выше, а скорость не лезла ни в какие ворота вообще.
- Аэрофлот 1426... Вы справляетесь? Помощь нужна?
- Спасибо, справляюсь.
- Может быть подсказать вам что-нибудь? Может быть есть вопросы?
- Спасибо, не надо!
(А вот теперь - не кидайте в него гнилыми помидорами. Он не страдает завышенной самооценкой, нет. Сейчас мне очень хорошо видно, что сознание Пашки сузилось до размера PFD. Высота-курс - вот все, что он сейчас контролирует. Он сейчас просто не в состоянии осознать, что наверняка есть более простое решение, чем отключать автопилот и снижаться змейкой... Естественно, пассажир тут вообще выпадет в осадок, а вот пилот 737 - нет. Для него это все привычно и знакомо, в отличии от пилота малой авиации.)
Действие шестое. Паштет и заход.
- Аэрофлот 1426, точка KEZVU. Сохраняйте курс 064, снижайтесь 5000 футов. Скорость не более 220 узлов, 22 мили до входа в глиссаду.
- Выполняю... Скорость... Скорость... У меня растет скорость... Я же задал 220...
Вот так - как только Пашке напомнили про скорость, он сразу обратил на нее внимание. До этого - не уперлась скорость в ограничения (они визуализированы на PFD) и ладно... А ведь с ней все логично - автомат тяги давным-давно перевел двигатели на малый газ и все - больше он ничего сделать не может. Самолет он же как саночки катящиеся с горки - чем круче горка, там сильнее они разгоняются. А горку Паша ему обеспечил крутую... Придется помочь ему (а то точно не впишется) - посыпем горку песочком, то есть увеличим сопротивление!
- Аэрофлот 1426, наqдите рукоятку SPEEDBRAKE слева от РУД. Чуть утопите ее и двигайте максимально назад...
- Нашел... Да... Сделал... Падает скорость...
- Отлично. Вот когда она у вас упадет до заданной - не забудьте убрать эту рукояточку как было - в крайнее переднее положение. И наверх потянуть!
Собственно это именно то действие, с которого было нужно начать - выпустить спойлеры. И в идеале еще и уменьшить заданную скорость. Градиент снижения был бы меньше (горочка поположе), а сопротивление выше (посыпана песочком) - и никаких проблем с выдерживанием профиля не было бы...
- Аэрофлот 1426, давайте выпускать механизацию. Если скорость ниже 230 узлов выпускайте закрылки в положение 1.
- Сделал.
- Скорость 180 устанавливайте задатчиком... И выпускайте шасси.
- Сделал.
Тут можно отметить, что обычно шасси выпускаются чуть позже - после выпуска закрылков в положение 2. Но в данном случае так будет проще.
- Аэрофлот 1426, На скорости ниже 200 закрылки в положение 2... И курс 123 градуса, а высота 2500.
- Ага накрутил, закрылки выпустил...
- Тогда крути скорость 150. И на скорости ниже 180 выпускай закрылки в положение 3, а когда она упадет до 175 - закрылки полностью. И курс - 188!
- Выполнил.
(Вот здесь очень наглядно различие между пилотами малой и большой авиации. Просто в количестве действий, которые нужно выполнить в единицу времени. У Паши явный цейтнот, а вот пилот 737 был бы расслаблен и спокоен. Кстати, именно из-за Пашкиного цейтнота мы отказались от захода по ILS - заранее автопилоту мы не сообщили о своих планах, а сейчас уже просто некогда, отвлекись Павлик еще и на это - не успел бы вообще ничего.)
Действие седьмое. Паштет и глиссада.
- Хорошо. Полосу видишь? Она спереди-справа, на 2 часа...
-Да! Вижу полосу. Спасибо за помощь.
Что? Спасибо за помощь? То есть теперь он решил, что все проблемы позади? Ну-ну, оптимист! Нет, с одной стороны - все верно, сейчас он летит на турбореактивном 180-ти местном аналоге своей Цессны, если сравнивать по уровню помощи, которую самолет может оказать своему пилоту. Сам виноват - нужно было не лениться и настроить автопилот. Но с другой стороны - это все-таки не Цессна.
- Аэрофлот 1426, вы ниже глиссады...
-Спасибо, все под контролем.
А сам - раз стик на себя и РУД вперед. Ну что же, вот это ты дружок зря сделал... Да еще и неаккуратно - с перебором. Да еще и... Так и есть - отключил автомат тяги зачем-то... А самолет отреагировал как и должен - задрал нос и попер вверх.
- Аэрофлот 1426, вы выше глиссады...
- Спасибо, исправляю...
Ага, как бы не так! Паша стик от себя, самолет нос вниз, а сам в крик:
-SPEED, SPEED, SPEED!
Оно и неудивительно, скорость-то уже под 200 узлов, превышение явное... Паштет РУДЫ на себя, до только толку - угол снижения великоват, скорость особо и не падает. Тут главное не дернул бы он спойлеры... К счастью про них он забыл.
(А тут все ясно - с одной стороны огромная инерция лайнера, а с другой - огромная тяговооруженность. Разумеется, в сравнении с Цессной. И если на больших высотах при включенном автомате тяги Паша с этим справлялся - то теперь нет. Для пассажира тут шансов справиться не было бы вовсе, для пилота 737 - наоборот, ничего сложного. Автомат тяги Павел, кстати, отключил случайно.)
Действие седьмое. Шмяк.
Как и про выравнивание... В последний момент он рванул стик на себя, но... Поздно... Удар и взмывание...
- Блин, надо было раньше... Мне казалось еще высоко...
(Ошибка проста до безумия - просто не учел разницу в высоте между Цессной и А320. Причем, утверждает, что помнил об этом, но взятого мысленно запаса все равно не хватило. Для пилота 737 тут тоже больших проблем бы не было - габариты схожи...)
Можно ли выжить при такой посадке? Да, можно. Скорее всего самолет получит серьезные повреждения, но не настолько критичные, чтобы это привело к гибели людей.