Найти тему
Капитан A320

Может ли пассажир посадить самолет? Эксперимент. Часть 2.

Продолжение... Начало здесь - тынц на ссылку!

Как всегда, по понятным причинам, для эксперимента выбран Airbus A320 (фото из открытых источников)
Как всегда, по понятным причинам, для эксперимента выбран Airbus A320 (фото из открытых источников)

Действие четвертое. Паштет и MCDU.

- Аэрофлот 1426, следуйте на точку DIPOP!

- Ээээ, простите, не понял...

- На точку DIPOP следуйте по прямой!

- Эээ, а можно по-русски? Куда следовать?

(Да уж, темный парень... Ведь каждому же понятно, что в точке DIPOP начинается схема прибытия (STAR) DIPOP 3 ECHO?)

- Понял, зайдем издалека! Паша, ищи большой калькулятор, он слева и вперед от РУД. Такой же есть и справа. Называется оно - ЭмСиДиЮ (MCDU - Многофункциональный блок управления и индикации)

Тот самый MCDU (фото из открытых источников)
Тот самый MCDU (фото из открытых источников)

- Да, есть такой.

- Теперь ищи в верхнем ряду кнопку DIR. Она самая левая в верхнем ряду.

- Есть.

- Нажимай её. Потом набирай на клавиатуре Дельта, Индиа, Папа, Оскар, Папа - DIPOP.

- Набрал, снизу в строчке появилось.

- Теперь тыкай левую верхнюю кнопку сбоку от экрана. Рядом с ней есть надпись waypoint. Потом нижнюю правую, там insert.

- Да ну нафиг. Чего-то не то. Да и зачем мне это нужно? Давайте векторы - я долечу куда надо. Так проще будет.

- Аэрофлот 1426... Вы уверены, что так будет проще?

- Да.

- Ну, хозяин - барин. Курс 092, до точки 32 мили. Над точкой вам нужно занять FL150. Сию у вас 290. Подсказка - надо бы выдерживать вертикальную скорость 1900-2000 футов в минуту, иначе окажетесь сильно выше.

Standard Terminal Arrival Route — стандартная схема прибытия к точке начала конечного этапа захода на посадку
Standard Terminal Arrival Route — стандартная схема прибытия к точке начала конечного этапа захода на посадку

(А вот это - отказ от полноценного программирования автопилота - главная ошибка! Подозреваю, что совершена она потому, что Паша прекрасно понимал, что это всего лишь тренажер. И ему просто интересно было "попробовать так". Однако, отказавшись от программирования автопилота мы лишаем себя не только автоленда или захода по точным системам, но и банальной помощи в расчете и выдерживании оптимальных параметров полета, что и сказалось в дальнейшем. Разумеется, и "пассажир" и пилот 737 этой ошибки бы не допустили. Для пассажира автоленд это вообще единственный шанс...)

Действие пятое. Паштет и профиль снижения.

Опытный (теперь уже) в обращении с автопилотом Паша накручивает задатчик высоты на 15 000 и тянет его на себя. Молодец, все правильно сделал, но... проблема возникла именно в вертикальной скорости. Ну хоть ты тресни, но она меньше... Что делать? Ответ очевиден - найти на панели автопилота задатчик вертикальной скорости и задать требуемое значение! Все согласны? Вот то-то и оно. Хотя это ответ не совсем правильный. Смотрите: как только Паша задал новое значение высоты меньшее чем текущая высота и вытянул задатчик на себя (altitude - selected) - включился режим OPEN DESCENT - СНИЖЕНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ. В этом режиме самолет снижается на режиме малого газа, соблюдая заданную скорость, но не соблюдая ограничения по высотам, имеющиеся на схемах (поэтому и без ограничений). То есть вертикальная скорость в этом режиме это функция от заданной скорости и качества самолета. Есть вариант снизиться быстрее - нажать кнопку EXPED - в этом случае самолет будет снижаться так быстро, как только возможно, при этом скорость он будет держать 340 узлов.

Волшебная кнопка EXPED (фото из открытых источников)
Волшебная кнопка EXPED (фото из открытых источников)

Но есть еще более правильный способ, хотя Паше еще только предстоит о нем узнать... А пока... А пока Паштет отключил автопилот, как не справившийся с задачей. Логично, автопилот ограничен заложенной в него логикой, а вот летчик-ас может делать что угодно. И летчик-ас это делал - пикировал со скольжением и легкими изменениями курса (змейкой) в нужные точки. И еще - Паша встал на скользкую дорожку обмана - он докладывал о проходе заданных точек на заданной высоте, хотя был он чуть выше, а скорость не лезла ни в какие ворота вообще.

- Аэрофлот 1426... Вы справляетесь? Помощь нужна?

- Спасибо, справляюсь.

- Может быть подсказать вам что-нибудь? Может быть есть вопросы?

- Спасибо, не надо!

(А вот теперь - не кидайте в него гнилыми помидорами. Он не страдает завышенной самооценкой, нет. Сейчас мне очень хорошо видно, что сознание Пашки сузилось до размера PFD. Высота-курс - вот все, что он сейчас контролирует. Он сейчас просто не в состоянии осознать, что наверняка есть более простое решение, чем отключать автопилот и снижаться змейкой... Естественно, пассажир тут вообще выпадет в осадок, а вот пилот 737 - нет. Для него это все привычно и знакомо, в отличии от пилота малой авиации.)

Воздушные тормоза - кажется ерунда, но эффект - о-го-го! (фото из открытых источников)
Воздушные тормоза - кажется ерунда, но эффект - о-го-го! (фото из открытых источников)

Действие шестое. Паштет и заход.

- Аэрофлот 1426, точка KEZVU. Сохраняйте курс 064, снижайтесь 5000 футов. Скорость не более 220 узлов, 22 мили до входа в глиссаду.

- Выполняю... Скорость... Скорость... У меня растет скорость... Я же задал 220...

Вот так - как только Пашке напомнили про скорость, он сразу обратил на нее внимание. До этого - не уперлась скорость в ограничения (они визуализированы на PFD) и ладно... А ведь с ней все логично - автомат тяги давным-давно перевел двигатели на малый газ и все - больше он ничего сделать не может. Самолет он же как саночки катящиеся с горки - чем круче горка, там сильнее они разгоняются. А горку Паша ему обеспечил крутую... Придется помочь ему (а то точно не впишется) - посыпем горку песочком, то есть увеличим сопротивление!

- Аэрофлот 1426, наqдите рукоятку SPEEDBRAKE слева от РУД. Чуть утопите ее и двигайте максимально назад...

- Нашел... Да... Сделал... Падает скорость...

- Отлично. Вот когда она у вас упадет до заданной - не забудьте убрать эту рукояточку как было - в крайнее переднее положение. И наверх потянуть!

Собственно это именно то действие, с которого было нужно начать - выпустить спойлеры. И в идеале еще и уменьшить заданную скорость. Градиент снижения был бы меньше (горочка поположе), а сопротивление выше (посыпана песочком) - и никаких проблем с выдерживанием профиля не было бы...

Та самая рукояточка управления воздушными тормозами (фото из открытых источников)
Та самая рукояточка управления воздушными тормозами (фото из открытых источников)

- Аэрофлот 1426, давайте выпускать механизацию. Если скорость ниже 230 узлов выпускайте закрылки в положение 1.

- Сделал.

- Скорость 180 устанавливайте задатчиком... И выпускайте шасси.

- Сделал.

Тут можно отметить, что обычно шасси выпускаются чуть позже - после выпуска закрылков в положение 2. Но в данном случае так будет проще.

- Аэрофлот 1426, На скорости ниже 200 закрылки в положение 2... И курс 123 градуса, а высота 2500.

- Ага накрутил, закрылки выпустил...

- Тогда крути скорость 150. И на скорости ниже 180 выпускай закрылки в положение 3, а когда она упадет до 175 - закрылки полностью. И курс - 188!

- Выполнил.

Закрылки, элероны и прочая фигня...
Закрылки, элероны и прочая фигня...

(Вот здесь очень наглядно различие между пилотами малой и большой авиации. Просто в количестве действий, которые нужно выполнить в единицу времени. У Паши явный цейтнот, а вот пилот 737 был бы расслаблен и спокоен. Кстати, именно из-за Пашкиного цейтнота мы отказались от захода по ILS - заранее автопилоту мы не сообщили о своих планах, а сейчас уже просто некогда, отвлекись Павлик еще и на это - не успел бы вообще ничего.)

Действие седьмое. Паштет и глиссада.

- Хорошо. Полосу видишь? Она спереди-справа, на 2 часа...

-Да! Вижу полосу. Спасибо за помощь.

Что? Спасибо за помощь? То есть теперь он решил, что все проблемы позади? Ну-ну, оптимист! Нет, с одной стороны - все верно, сейчас он летит на турбореактивном 180-ти местном аналоге своей Цессны, если сравнивать по уровню помощи, которую самолет может оказать своему пилоту. Сам виноват - нужно было не лениться и настроить автопилот. Но с другой стороны - это все-таки не Цессна.

- Аэрофлот 1426, вы ниже глиссады...

-Спасибо, все под контролем.

А сам - раз стик на себя и РУД вперед. Ну что же, вот это ты дружок зря сделал... Да еще и неаккуратно - с перебором. Да еще и... Так и есть - отключил автомат тяги зачем-то... А самолет отреагировал как и должен - задрал нос и попер вверх.

- Аэрофлот 1426, вы выше глиссады...

- Спасибо, исправляю...

Ага, как бы не так! Паша стик от себя, самолет нос вниз, а сам в крик:

-SPEED, SPEED, SPEED!

Оно и неудивительно, скорость-то уже под 200 узлов, превышение явное... Паштет РУДЫ на себя, до только толку - угол снижения великоват, скорость особо и не падает. Тут главное не дернул бы он спойлеры... К счастью про них он забыл.

(А тут все ясно - с одной стороны огромная инерция лайнера, а с другой - огромная тяговооруженность. Разумеется, в сравнении с Цессной. И если на больших высотах при включенном автомате тяги Паша с этим справлялся - то теперь нет. Для пассажира тут шансов справиться не было бы вовсе, для пилота 737 - наоборот, ничего сложного. Автомат тяги Павел, кстати, отключил случайно.)

Действие седьмое. Шмяк.

Как и про выравнивание... В последний момент он рванул стик на себя, но... Поздно... Удар и взмывание...

- Блин, надо было раньше... Мне казалось еще высоко...

(Ошибка проста до безумия - просто не учел разницу в высоте между Цессной и А320. Причем, утверждает, что помнил об этом, но взятого мысленно запаса все равно не хватило. Для пилота 737 тут тоже больших проблем бы не было - габариты схожи...)

Красивый... Жалко бить такого... (фото - https://zen.yandex.ru/lystseva)
Красивый... Жалко бить такого... (фото - https://zen.yandex.ru/lystseva)

Можно ли выжить при такой посадке? Да, можно. Скорее всего самолет получит серьезные повреждения, но не настолько критичные, чтобы это привело к гибели людей.