Найти тему
Smapse News: Образование и наука

7 гастрономических брендов, которые когда-то родились в Союзе

В СССР в магазинах нередко появлялись новые товары, которым на роду было написано стать популярными и даже культовыми.

Некоторые из них создавались в недрах лабораторий минпищепрома, другие представляли собой попытку заменить импортный или дефицитный продукт, а третьи представляли собой плод случайного эксперимента.

В нашем материале мы расскажем о том, как и по чьей воле появились на свет наиболее популярные гастрономические бренды СССР.

Сгущенное молоко

Вопреки стереотипу, этот продукт не был придуман в СССР. Его выдумал француз-кондитер Николя Апер ещё в конце XVIII столетия, а в 1856 году другой предприимчивый иностранец, Гейл Борден, получил на загущённое молоко патент.

-2

В России продукт впервые появился в 80-х годах XIX столетия. Изначально его выписывали оставшимся без матери грудничкам, а затем удобство продукта оценили военные.

Первый завод по изготовлению сгущённого молока был открыт в 1881 году в Оренбурге, но проработал лишь 2 года. А полноценное производство было налажено уже в СССР.

Благодарить за это нужно Микояна, которому во время поездок по США очень приглянулись заводы по производству консервов, в том числе – молочки.

Молоко стали снабжать «фирменной» бело-синей этикеткой. Ассортимент со временем расширили, добавив вариант с кофе, а также сгущённые сливки, стерилизованное молоко без добавления сахара и варёную сгущёнку.

Докторская колбаса

Ещё один продукт, возникновением которого мы обязаны всесильному наркому Микояну.

Рецепт был разработан в середине 30-х, причём он изначально подавался в качестве диетического, для больных с проблемами здоровья. В этой версии было множество белка и небольшое количество жира.

-3

Кроме того, в составе этой колбасы не было специй и пряных трав. Для производства сорта был определён государственный стандарт, остававшийся неизменным вплоть до середины 70-х.

Лишь тогда, на фоне вроде бы стабилизировавшегося сельского хозяйства и экономики в целом, в колбасу стали добавлять крахмал или муку – максимум пару процентов.

К слову, на популярности продукта это не сказалось: её брали для бутербродов, на салаты и солянку.

Единственное, что в 80-х мука с крахмалом превратились в целлюлозу, а затем и вовсе в туалетную бумагу; ну, так, во-всяком случае, говорили люди. Но колбасу всё равно исправно покупали.

«Советское» шампанское

Введённый в первый год войны царём Николаем II сухой закон большевики отменили только в 1924 году.

Тогда же власти распорядились о возобновлении производства виноградных вин и шампанского. Последнее до революции было своего рода символом зажиточной и беззаботной буржуазной жизни, а теперь было принято решение сделать напиток доступным даже для широких масс пролетариата.

В прежние времена секретом выработки шампанских вин обладали на принадлежавшем семейству князей Голицыных заводу Абрау-Дюрсо. Теперь главный винодел поставил перед собой задачу усовершенствовать производство.

-4

Он проводил множество опытов, изучал секреты совершенствования технологии и в конечном итоге стал изобретателем резервуарной методики создания игристых вин, что стало возможным благодаря специальному прибору под названием «Акратофор системы Фролова-Багреева» — по имени изобретателя. Этот девайс позволил сократить время выдержки напитка до 25 дней.

В 1936 году вышло специальное постановление Совнаркома по теме производства «Советского шампанского», в соответствии с которым фабрики по производству шампанского были построены в десятках крупных советских городов. А первая «серийная» бутылка сошла с конвейера в Ростове-на-Дону.

По наивному мнению отечественных критиков, «Советское» по органолептическим качествам превосходило все импортные аналоги.

В 50-х был изобретён метод поточной шампанизации, который позволял ещё более удешевить и ускорить производство напитка. А к 1989 году в СССР функционировали свыше 40 заводов игристых вин, что в сумме давало почти 300 миллионов бутылок «Советского» ежегодно.

И позволяло наслаждаться любимым напитком хоть аристократам, хоть дегенератам (уж простите за грубость, но из песни слов не выкинешь!).

Сырок «Дружба»

Предтеча сырка служила походной едой гельвецийским пастухам. В 1911 году он впервые был выпущен на сыроваренном заводе, а в СССР продукт появился в середине 30-х, когда в столице открылся завод плавленых сыров – ныне носящий название фабрики «Карат».

-5

Первое время сырок №1 делали по швейцарской технологии, но в 1964 году появился и другой вариант, вошедший в историю под названием сырка «Дружба». Это блюдо в красно-жёлтой обёртке с логотипом в виде буквы «Д» было едва ли не главной составляющей туристических посиделок.

Шоколад «Алёнка»

Фабрика «Красный Октябрь» представляла собой нечто иное, как дореволюционный шоколадный завод, прошедший через прелести национализации получивший вскоре после этого новое имя.

В 30-е дела шли плохо, и стимулом к восстановлению производства в принципе, как ни странно, стала война: завод стал делать два сорта шоколада для фронта, в том числе «Гвардейский» — с повышенным содержанием какао и особой рецептурой. Его выпуск был приурочен к победе под Москвой.

-6

А «Алёнка» появилась в середине 60-х, когда в рамках новой продовольственной программы было принято решение создать новый сорт молочного шоколада повышенной доступности. После нескольких месяцев экспериментов рецепт, наконец, ушёл «в тираж».

Не меньших трудов стоила разработка дизайна. Первоначально шоколад предполагали назвать «Алёнушкой», разместив на обёртке соответствующую картинку Васнецова.

Но Хрущёв решил, что босоногая и унылая девушка у пруда не очень потянет на образ счастливого детства в Советском Союзе.

Для того, чтобы всё же найти образ, был проведён всесоюзный конкурс, за организацию которого взялась «Вечёрка».

Победителем стал фоторепортёр Александр Геринас, чья восьмимесячная дочка Елена и превратилась в Алёнку в платочке.

«Байкал»

Считается, что это был отечественный ответ на американские газировки «Пепси» и Coca-Cola; они впервые стали доступны массовой аудитории в 1959 году во время американской выставки в Сокольниках, а в 70-е «красно-синие» открыли в стране несколько заводов по производству напитка.

-7

В 1973 году был синтезирован первый аналогичный продукт, а к 1976 году после серии усовершенствований рецепт был запатентован и запущен в производство. При этом несколько лет рецептура представляла собой гостайну.

Хотя сейчас нетрудно узнать, что входило в состав первой советской бутилированной газировки: лаврушка, эвкалипт, лимонная корочка, корень солодки и зверобой.

Впоследствии, разумеется, всё это заменили на синтетику.

Торт «Птичье молоко»

Появлению этого бренда мы обязаны кондитеру из арбатской «Праги» Владимиру Гуральнику и паре его помощников. Всего трио создало более 20 фирменных уникальных рецептов, наиболее известными из них являются «Прага» и «Птичье».

-8

В основе торта, работа над которым велась полгода, экстракт морских водорослей агар-агар. А в качестве теста решили использовать сдобно-взбитый кексик. Всё это сладкое великолепие было украшено шоколадной птичкой, которая и дала имя торту.

Очень быстро спрос на кондитерскую продукцию «Праги» стал превышать предложение.

-9

Сначала производство пришлось увеличить в 20 раз, а когда и эти масштабы оказались недостаточными, рецепт и название были запатентованы, а производство – открыто на 47 фабриках по всей стране.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

15 интересных фактов о Египте, которые знают немногие. Часть 1

Почти сказочная страна

Самые необычные школы, в которых любой ребенок побежит с удовольствием

#еда #ссср #полезные продукты #здоровье #история #интересные факты #саморазвитие #рецепты #общество #подборки

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц