Найти тему

Путь британского фолк-рока. Часть 7. Путь Эшли Хатчингса и «Банда Альбиона»

Вместе с автором по имени А ЖАН? А, ПАШ? продолжаем погружение в глубины фолковой Британии в поисках сокровищ...

12 июня 2015 года Эшли Хатчингс — со-основатель обожаемых нами, дорогие друзья, Fairport Convention и Steeleye Span, а также духовный отец уникального The Albion Band — стал кавалером Ордена Британской империи.

И сразу к музыке, которая помогла музыканту дойти до такой жизни:

Это традиционный шанти — песня британских моряков. Я мог бы написать о ней подробнее, но это заняло бы всю статью... А мне столько хотелось бы рассказать! Нет, даже кратко о каждом из шедевров не расскажешь. Посему — короткая выжимка из истории фолка Британии в XX веке...

Сегодняшнее повествование строится вокруг давно обещанной вам, дорогие друзья, фигуры, который создал три вышеупомянутых формации и основал множество других проектов.

Итак, The Guv'nor (или Tyger), как давно кличут его фолкеры всего мира, родился 26 января 1945 года в Саутгейте, Северный Лондон. Война шла к финалу. У родителей маленького Эшли Стивена — будущего выдающегося басиста, вокалиста, сонграйтера — были радужные настроения в отношении своей семьи. Как и все британцы, они с оптимизмом смотрели в будущее.

Мальчик рос и, как подавляющее большинство его ровесников в послевоенной Англии, активно интересовался американской популярной музыкой.

-2

Превратившись в тинэйджера, Эшли неожиданно для самого себя открыл миры скиффла и блюза. Это был настолько захватывающий опыт, что в 19 лет он собрал собственную группу Dr K's Blues Band. Подобные самодеятельные коллективы множились в 1960-е годы, как грибы после дождя.

Fairport Convention
Fairport Convention

В 1966-м Хатчингс познакомился с Саймоном Никлом (Баронет! Я всё помню, спасибо!), играя в «Этническом Шаффл Оркестре». Что было далее, мы с вами помним из статьи о Fairport Convention. Послушаем музыку от той «Конвенции», это никогда не бывает лишним!

Джон Пил тогда классно продвинул альбом «Liege & Lief» в своей «Top Gear»! Альбом провел в чартах 15 недель и достиг 17-й позиции. Продюсером того легендарно-исторического релиза был отлично вам всем известный Джо Бойд!

Джо Бойд
Джо Бойд

Зная, что день рождения у него только этим летом, я просто позвонил ему и сказал, что пишу эту статью. Крайне удивившись (но не показав вида!), этот почти 80-летний выпускник Гарварда передал вам, дорогие друзья, всего несколько слов: «Thanks! Don't forget me, although I'm so old. Good luck, to all of you!»

Обязательно выполним его просьбу — в отдельной статье. Но без музыки никуда. В 1991 году на своём лейбле Hannibal Джо Бойд компилировал записанные в 1967-м в Копенгагене дорожки для Sandy Denny And The Strawbs. У нас эти имена ещё впереди:

— Мистер Бойд, кого из коллег-продюсеров вы могли бы упомянуть в связи с темами панка и DIY из числа тех, кто не на слуху?

— Не на слуху? Бэйли. Не на слуху как продюсер. Зато на слуху как музыкант. Я вообще частенько слушаю The Saints, они серьёзно продвинули свой саунд со своими «Доисторическими звуками»...

К сожалению, 11 апреля легендарный Крис Бейли скончался...

...Эшли Хатчингс и Сэнди Денни покинули Fairport Convention ещё до релиза «Liege & Lief». Обоим не нравился рок. Им нравился фолк. Уходя, Хатчингс заявил: «Мы с Денни ещё увидимся с вами, а пока радуйтесь тому, что на борту у вас Сворб! С этим человеком брит-фолк-рок многого достигнет!»

Дэйв Сворбрик
Дэйв Сворбрик

Углубляться в биографию Дэвида Сирила Эрика Сворбрика мы пока не будем. Но дань памяти ему отдадим: он примкнул к большинству 3 июня 2016-го года... Песня «Мне это хорошо подходит», автор — Сэнди Денни. В записи участвовали Fairport Convention и Ричард Томпсон. 1981 год:

...О следующем проекте Эшли Хатчингса — Steeleye Span — мы тоже наслышаны, не так ли? Группа была образована из двух уже сложившихся фолк-дуэтов. С Тимом Хартом и Мэдди Прайор мы знакомы достаточно хорошо. Осталось познакомиться со вторым в лице Терри и Гэй Вудс:

Семья Вудсов покинула Steeleye Span сразу после выхода первого лонгплея «Чу! Рождественские свирельщики идут». «The Village Wait» — это не от глагола «ждать». Уэйтами традиционно называли нанятую группу исполнителей народных мелодий. Сам Хатчингс говорил так: «Вряд ли деревушке по карману было нанять труппу. Пусть уж в нашем названии пластинки слушатель ищет перекличку с более поздними, не тюдоровскими, "рождественскими свистунами", как в романах Харди, к примеру».

Steeleye Span
Steeleye Span

С этого винила давайте послушаем знаковую «A-Calling On Song». Пусть она окликает тот состав. Акапельных вещей у «Спэна» много, друзья. И все как на подбор!

Пара ушла. Зато пришли ещё две легенды фолка: певец и гитарист Мартин Карти и фиддлер Питер Найт. Новый состав выступал по мелким площадкам. Зато разродился двумя потрясающими альбомами: «Please To See The King» и «Ten Man Mop, or Mr Reservoir Butler Rides Again».

-7

По поводу названия второго — целый сюжет. «Так себе выбор музыкантов что-то на ярмарке сегодня! Выбирать не из кого! Всего 10 мужланов!» — так коротко я могу передать суть первой части названия пластинки.

Что касается «...Скачет вновь», здесь история такая: одну из традиционных вещей с этого альбома когда-то давным-давно в оригинале исполнял некий мистер Водохлёб/Резервуар Батлер/Дворецкий. Кто такой? Сами музыканты с этой мутной личностью и не разобрались. Но будучи в натуральном шоке от такого имечка, оставили его в названии пластинки. И даже посадили на лошадку!

Второй и третий альбомы Steeleye Span вышли соответственно в марте 1971 года и декабре 1971 года. Слушаем. Пора!

Первый из этих альбомов «Melody Maker» провозгласил «Нашим фолк-альбомом года». На конверте второго — парочка деревенских мужиков из Бидфорда-на-Эйвоне, деревушки из Уорикшира, много сотен лет имевшей репутацию самой пьющей в Англии. Алконавты-чемпионы...

-8

Приход американского антрепренера Джозефа Ластига, который выступал за более коммерческий саунд, привёл к тому, что традиционалисты Карти и Хатчингс покинули группу, которая продолжила достигать успехов, но уже в мейнстриме...

-9

Послушаем увлекательную историю с альбома тогдашней супруги Хатчингса — Ширли Коллинс и The Albion Country Band. Вещь называется «Убийство Марии Мартен», и посвящена она знаменитому преступлению 1827 года в Полстеде, Саффолк, когда в Красном амбаре молодую женщину застрелил её любовник... А тело нашли только потому, что мачехе Марии приснился соответствующий сон.

Не надо ходить ночью к амбару. Пожалеете... Хотя в известном фильме Марка Захарова утверждалось прямо обратное!

...К этому моменту у всегда активного Хатчингса уже имелись другие проекты. И в первую очередь, ставший его The Albion Country Band, задуманный изначально для сопровождения Ширли в её сольном творчестве. В числе 27 (!) музыкантов и исполнителей в данной формации были и те, кто в 1972-м году поможет ему реализовать лонгплей «Morris On», «Моррис продолжается» на Island Records при продюсерстве Джона Вуда. Это был трибьют, сделанный с огромной любовью к народным танцам в жанре моррис, причем — электрический.

На конверте — имена и фамилии пятерых: Эшли Хатчингс, Ричард Томпсон, Дэйв Мэттэкс, коих мы уже знаем. И ещё две личности британского фолка: Джон Киркпатрик и Барри Дрэнсфилд.

Моррис — форма народного танца, обычно под музыку. Обычно у танцоров к голеням прикреплены колокольчики. Когда танцоров один или двое (что не очень характерно), степы короткие, при этом исполнители перешагивают через пару глиняных табачных трубок, лежащих крест-накрест на полу. Самые ранние моррисы относятся к 1448 году, когда гильдия ювелиров по золоту Лондона заплатила танцорам аж целых семь шиллингов. И это вошло в анналы.

Продолжение непременно следует! А если у вас остались какие-то вопросы, добро пожаловать на почту: serghbeliaeff@gmail.com

#музыка #фолк #рок #история #британия