Идея повышения самооценки является одной из наиболее часто транслируемых идей современности. В этой статье разберем, к чему может привести повышение самооценки и почему это плохо.
Зарождение идей развития самооценки
Движение за развитие самооценки появилось в середине прошлого века и с тех пор только набирает обороты. Идея необходимости развития самооценки основывается на том, что для удовлетворенности собой достаточно лишь изменить свое мышление, то есть не обязательно становиться выдающимся человеком, достаточно чувствовать себя выдающимся.
Одним из людей начавших продвигать идеи развития самооценки был политик Джон Васконселлос. В 1966г Джон был избран в законодательное собрание штата Калифорния и первым его шагом было внесение весьма необычного законопроекта. Этот законопроект заключался в создании специальной комиссии по повышению самооценки, а также личной и социальной ответственности. Основной целью этой комиссии был сбор данных и последующее доказательство того, что высокая самооценка способствует снижению уровня преступности, алкоголизма, наркомании, подростковой беременности жестокого обращения детьми и тп. К сожалению, достичь цели так и не удалось. По итогам работы комиссия была вынуждена признать, что «связь между самооценкой и ожидаемыми последствиями неоднозначна, незначительна или вообще отсутствует», на что сам Васконселлос, пренебрегая научным методом, ответил: «В глубине души мы все знаем, что это правда».
Позже в игру вступает психолог Рой Баумайстер, который был приверженцем идеи самооценки на раннем этапе своей карьеры, но диаметрально изменил свою позицию спустя годы работы. В 2003 году Баумайстер с коллегами опубликовали результаты своих научных трудов, где проанализировали более 15 тысяч исследований за 30 лет. Среди их результатов было множество доказательств того, что связь между самооценкой и социальными последствиями практически отсутствует. Например, поддержка самооценки неудачников только снижает их эффективность. Самооценка курсантов военных учебных заведений никак не коррелировала с их эффективностью в качестве командиров. У специалистов с высокой самооценкой не складывались более благоприятные отношения с коллегами. Люди с высокой самооценкой более склонны к насилию и агрессии, чаще обманывают, изменяют, пьют и принимают наркотики, что полностью опровергло ранние доводы.
Баумайстер пришел к выводу, что самооценка не только не является причиной всех приписываемых ей психологических эффектов, в особенности успеха и личной удовлетворенности, но и может давать обратный эффект.
Одним из главных открытий исследования Баумайстера было то, что несмотря на повсеместные заявления об отсутствии любви к себе, уровень самооценки неуклонно повышается. Большинство людей слишком довольны собой, без всякой на то причины.
С тех пор, как Баумайстер с коллегами раскрыл ложную сущность самооценки, общество до сих пор одержимо её повышением.
Гораздо легче считать себя особенным, чем стать особенным.
Детская самооценка
В английском городе Барроуфорд есть начальная школа с интересной концепцией воспитания детей. Директор школы, Рейчел Томлинсон, настаивает на том, что «плохих детей не бывает». Учителям запрещено повышать голос, а также прибегать к каким-либо мерам дисциплинарного взыскания. При этом каждый ребенок периодически получает похвалу за свою особенность и уникальность, независимо от успеваемости в школе.
Итогом такого подхода оказалось то, что в 2015 году школа «завоевала» самый низкий рейтинг по успеваемости во всей стране.Подобные проблемы обучения и воспитания распространены в учебных заведения по всему миру. К примеру, в высших учебных заведениях имеет место инфляция оценок. В 1970-х годах в среднем было около 15% студентов- отличников, когда в наше время эта цифра достигла 62%. (Данные по Йельскому университету). И это совсем не говорит о повышении уровня знаний студентов.
Эффект удовлетворенности собой
Повышение самооценки и современная культура приводят к вышеуказанному эффекту, который негативно влияет на нашу жизнь. К примеру, 81% предпринимателей считает, что их шансы на успех выше 70%, однако выживают менее 10% из них. Первокурсники, наиболее уверенные в своих академических способностях показывают значительно меньшую степень вовлеченности и результаты учебы, по сравнению с первокурсниками, реально оценивающими себя и т.п.
Чем больше мы заблуждаемся по поводу своих способностей и навыков, тем меньше вероятность того, что мы добьемся успеха.
Синдром селфи
Я уже не раз упоминал о негативном влиянии социальных медиа на наш беззащитный мозг, в дополнение ко всему этому хочется добавить новые исследования.
У каждого из нас в окружении найдется человек, ежедневно выкладывающий свои фотографии, не осознавая, насколько раздражающим является такое поведение, однако за собой мы можем такого не замечать.
Сильная сосредоточенность на себе не только мешает нам видеть окружающих, но и приводит к тому, что мы не видим себя такими, какие мы есть на самом деле.
Короткое взаимодействие в сети приводит к моральному измельчанию и поверхностному мышлению, что в долгосрочной перспективе может иметь ужасающие последствия. Наверное, неприятно на смертном одре будет вспоминать, как проводил драгоценное свободное время, обрабатывая фото для инстаграма или расстраиваясь из-за чужого симулякра красоты и успеха.
Исследования показали, что сами по себе социальные медия повышают наш нарциссизм и противостоять этому весьма непросто, ведь в основном мы там занимаемся самопрезентацией.
Всех пользователей соцсетей можно разделить на две группы — миформеры (80%) и информеры (20%). Миформеры соредоточены на себе и вся их деятельность в соцсетях посвящена тому, что происходит с ними сейчас. Информеры же, наоборот, акцентируют внимание на других, делятся полезной информацией, смешными видео и тп.
Исследования показали, что у информеров больше друзей и более глубокие, содержательные социальные взаимодействия. Они больше удовлетворены своей жизнью и реже впадают в депрессию. А вот люди, сосредоточенные на себе, чаще принимают ошибочные решения, менее эффективны в работе, являются плохими руководителями и партнерами в отношениях. В общем, старайтесь быть информерами.
В качестве вывода хотелось бы акцентировать внимание на том, что не нужно повышать свою самооценку. Нужно становиться лучше и развиваться. Только так высокая самооценка будет объективной. Также нужно принять тот факт, что мир не крутится вокруг нас, это способствует усложнению социальных взаимодействий и повышению чувства удовлетворенности жизнью. Человек- социальное существо и думать о других — не просто хорошо, а необходимо.
Основной источник: Таша Эйрих «Инсайт».